Вагоны тронулись

Россия меняет приоритеты: вместо масштабного обновления подвижного состава — эффективное его использование. Доходы украинских вагоностроителей снижаются

Российский рынок всегда служил драйвером роста отечественного вагоностроения, покупая до 90% произведенных в Украине грузовых вагонов. За 9 месяцев текущего года объем производства вагоностроителей вырос на 41,5%, а доход четырех украинских предприятий составил почти $4 млрд. По мнению Алексея Андрейченко, старшего аналитика ИК "Арт-Капитал", на руку украинским заводам сыграли понижение ставок кредитования в России, а также рост стоимости аренды грузовых вагонов. Кроме того, последний год регулярно обновляла подвижной состав "дочка" "Российских железных дорог" (РЖД) — "Первая грузовая компания" (ПГК), которая готовилась к приватизации.

Украинские вагоностроители в полной мере воспользовались активностью ПГК, подняв с начала года цены на грузовые вагоны более чем на треть. Но теперь, видимо, время сверхдоходов уходит.

Не сторговались

Новый собственник ПГК — "Независимая транспортная компания" Владимира Лисина — в конце октября снизил темпы закупок украинских вагонов. "Спрос на вагоны несколько снизился, что может быть связано с приватизацией ПГК, поскольку новый акционер вряд ли будет инвестировать в обновление парка столь же активно", — считает Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций российской "ТКБ Капитал". Умерили свой пыл и другие участники российского рынка железнодорожных перевозок, посчитав, что $80 тыс. за вагон — это слишком дорого в нынешних условиях. Тем более что объемы грузоперевозок в России упали, а тарифы остались на прежнем уровне.

По расчетам генерального директора российской "Второй грузовой компании" Виталия Евдокименко, даже при росте стоимости вагона всего на 1% тариф на перевозку должен вырасти минимум на 0,75%. Чтобы сохранить рентабельность перевозок в нынешних условиях, железнодорожники могут покупать вагоны только по ценам осени 2010 года — порядка $60 тыс. за вагон. "На данном этапе не величина парка является узким местом для российских железнодорожных перевозок. Вопрос в повышении эффективности перевозок, а это в первую очередь логистика и развитие инфраструктуры", — считает Мария Кальварская.

Не ценой единой

Отечественные производители рассчитывают, что спрос на новые вагоны даже по нынешним ценам продержится еще как минимум год, и только потом начнется его падение. "В дальнейшем в силу различных факторов, в том числе и ограниченных возможностей железнодорожной инфраструктуры, несовершенства системы управления парком и грузоперевозками, спрос на новые вагоны в России пойдет на спад", — уверен председатель правления Стахановского вагоностроительного завода Виталий Касинов.

Но многое будет зависеть и от общей экономической ситуации в странах СНГ. Пока, по прогнозам экспертов, наиболее вероятный сценарий 2012 года — это рост грузооборота не более чем на 4% в СНГ. На данный момент зафиксирован рост в 6% по сравнению с 2010 годом. При этом, считают эксперты, российские железнодорожники будут пытаться снизить цены на вагоны или начнут искать других поставщиков. "Спрос в СНГ в 2012 году увеличится на 9%, однако запуск новых производственных мощностей на Тихвинском вагоностроительном заводе (РФ) и в "Казахской вагоностроительной компании" уменьшит долю украинских производителей с рекордных 47% в 2011 году до 45% в 2012-м", — прогнозирует Алексей Андрейченко. В случае реализации этого сценария украинские вагоностроители могут недополучить $300-500 млн.