Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины — год спустя

Директор по стратегическому развитию ГПЗКУ Игорь Филипенко о пошлинах, квотах и инвесторах

Мы заняты тем, как из каждой вложенной гривни сделать полторы, а не придумывать объяснения, почему от нее осталось только пятьдесят копеек — как было раньше". Так описывает подход к работе одного из крупнейших госоператоров директор по стратегическому развитию ГП "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ) Игорь Филипенко. ГП "ГПЗКУ" было создано год назад на месте ГАК "Хлеб Украины". О том, как сделать работу госкомпании эффективной, стимулировать приток инвестиций в отрасль, а также о ситуации, сложившейся с экспортом зерновых, в эксклюзивном интервью "Инвестгазете" рассказал Игорь Филипенко.

Игорь Юрьевич, с какой целью создавалась Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины?

Наша цель — создать национального чемпиона на рынке зерна и превратить Украину из простого поставщика зерновых во влиятельного экспортера. Из пассивного наблюдателя — в полноценного игрока. Мы хотим воплотить разумные подходы государственного капитализма, при которых огромный, но пассивный инфраструктурный потенциал госкомпании наполняется инвестиционными возможностями частных инвесторов и приводится в движение эффективным менеджментом, работающим по законам бизнеса.

Компания создавалась при использовании исключительно коммерческих подходов к ведению бизнеса и оценке его результативности. Мы заняты тем, как из каждой вложенной гривни сделать полторы, а не придумывать объяснения, почему от нее осталось только пятьдесят копеек — как было раньше. Вдумайтесь, в 1991 году в системе Министерства хлебопродуктов находилось более 500 предприятий. В 1997 году в ГАК "Хлеб Украины" вошло 125 предприятий. В 2010 году из них осталось 81. И только 44 предприятия вошли в созданную ГПЗКУ, и каждое из них будет работать со стопроцентной отдачей.

Наша миссия — обеспечить поддержку отечественным сельхозпроизводителям. Сформировать систему отношений, при которой финансовые средства потребителей зерна максимально без посредников идут к производителям. Это увеличивает их доходы, объем выращиваемой продукции, рациональное использование земель и их рекультивацию, а также расширяет круг наших партнеров и союзников.

Что собой представляет корпорация спустя год после создания?

Это вертикально интегрированная компания, которая воплощает в себе весь цикл работы с зерновыми и продуктами их переработки — от производства до экспорта. Корпорация выращивает зерно на своих землях, убирает его своей техникой, хранит на своих элеваторах и перерабатывает на своих производственных мощностях. Мы покупаем зерно по форварду и споту у сельхозпроизводителей, содействуя им на всех этапах производства зерна — от посева до уборки, хранения и продажи зерновых на экспорт. Корпорация вышла на международные рынки зерновых, успешно реализует межгосударственные контракты. Все идет по плану.

Каким потенциалом располагает компания для осуществления своих задач?

Главный потенциал — это профессиональная команда, которую подбирали очень тщательно и которая способна создать полноценного бизнес-игрока. А если совместить такие подходы с потенциалом госактивов, то получим эффективное государственно-частное партнерство, лишенное неповоротливости чиновничьего администрирования и хронического денежного голодания.

Наша компания в полной мере наращивает свои конкурентные преимущества, развивая инфраструктурный потенциал, выходя напрямую на сельхозпроизводителя и предлагая либо стать ассистентом в продаже его зерна на экспорт, предоставив логистические возможности, либо приобрести его зерно по справедливым ценам.

Корпорация обладает крупнейшими мощностями по хранению зерновых и самым многочисленным парком комбайнов для их уборки, является собственником портовых терминалов для перевалки зерна и основным владельцем зерноперерабатывающих мощностей — таков наш потенциал.

Входящий в состав корпорации "Хлеб Инвестбуд" всего за год стал одним из крупнейших экспортеров зерна. За счет чего?

"Хлеб Инвестбуд" — это трейдинговое подразделение корпорации, часть единого целого. И логика создания ХИБа очевидна. ГПЗКУ — государственное предприятие, имеющее все недостатки, связанные с необходимостью проведения тендерных процедур при реализации коммерческой деятельности. Это лишает его мобильности и конкурентоспособности по сравнению с другими операторами зернового рынка. Как государство может конкурировать со старожилами на зерновом рынке в лице транснациональных тяжеловесов, если для проведения элементарной закупочной сделки нам, в соответствии с законодательством, требовалось бы два месяца, а им — один-два дня?

За минувший маркетинговый год "Хлеб Инвестбуд" вошел в тройку лидеров по экспорту зерна из Украины, имея за собой 10% экспортного рынка. Успешно реализованы все международные контракты, в том числе в рамках экспортных квот, которые компания получила на общих основаниях. "Хлеб Инвестбуд" обеспечил поставку зерна в Аграрный фонд Украины, до последней цифры выполняя свои обязательства. Реализуется масштабная программа форвардных закупок. Впервые у государства появился инструмент и механизм выполнения коммерческих поставок зерна на межгосударственном уровне. А это уже серьезная политика.

Расскажите подробнее о форвардных закупках.

"Хлеб Инвестбуд" по договорам с Аграрным фондом, а затем по коммерческому форварду осуществил закупку более миллиона тонн зерновых. А это — тысячи форвардных контрактов с нашими сельхозпроизводителями. В 2012/2013 маркетинговом году мы будем стремиться увеличить объем наших форвардных закупок и довести его до 50% общегодового товарного пула.

Корпорация намерена собственным примером простимулировать транснациональных и крупных украинских трейдеров осуществлять форвардные закупки, своевременно предоставляя сельхозпроизводителю необходимые денежные средства для развития и наращивания производства. Ранее мы выступали за принятие законопроекта №8163, который стимулировал трейдеров делать форвардные закупки у сельхозпроизводителей, тем самым решая проблемы последних с удобрениями, топливом и посевной. К сожалению, дискуссия по этому вопросу пошла не в практическую плоскость обсуждения минимизации рисков покупателей по форварду, а в заявления об угрозе все того же монополизма и отторжения идеи как таковой. Но время, работа и необходимость наращивания производства зерновых все расставят на свои места, и мы вернемся к этой теме.

Вы говорите о системном государственно-частном партнерстве. Как в этом случае с этим соотносятся административные шаги правительства в зерновой сфере — введение экспортных квот и пошлин?

Квоты были вынужденной мерой, к которой прибегло правительство. И это было взвешенное и необходимое стране решение. Речь шла о продовольственной безопасности. Все прогнозы были на стороне правительства. В условиях дефицита продовольствия в мире Украина получила бы внутренний дефицит зерна еще до весны.

Но были многочисленные обвинения в непрозрачности распределения квот, которые потом были заменены экспортными пошлинами.

Начну со второй части вопроса — с пошлин, которые не являются заменой квот. Как и организации сельхозпроизводителей, мы не одобряли введения пошлин. Они более или менее эффективны, когда гибко привязаны к ценовой конъюнктуре. Это дает короткий финансовый эффект для бюджета, но негативно отражается на производителе, поскольку для последнего закупочная цена зерна снижена трейдером именно на размер пошлины. Трейдеры не несут убытков — недополучает прибыль селянин.

Теперь о квотах. Недовольство вызвало не их распределение, а присутствие в процессе государственного оператора — ГПЗКУ. Через свое коммерческое крыло — компанию "Хлеб Инвестбуд" — мы получили экспортные позиции на общих условиях. Причем уровень соответствовал возможностям. Компании прочили провал. Но, как показала практика, опасения были напрасными. "Хлеб Инвестбуд" свои экспортные обязательства выполнил полностью.

Какова ваша позиция относительно возмещения НДС от экспортных сделок с зерном?

Оптимальной была процедура, работавшая до июля этого года, при которой экспортер-зернотрейдер возмещал НДС в случае, когда товар куплен непосредственно у сельхозпроизводителя. Это прозрачно для государства и для экспортера — возмещение проходит по реальному товару с подлинными приходными документами. Кроме того, такой механизм исключает гипертрофированную составляющую посредников на рынке зерна, которых у нас насчитывается более пяти тысяч. Сам же сельхозпроизводитель получает максимальную цену продаваемой продукции и в полной мере реализует государственную дотацию в виде использования денежных средств НДС.

Любой другой подход приводит к недополучению прибыли сельхозпроизводителем, махинациям и непрозрачности при возмещении НДС, разрастанию "серого" рынка зерна, которое покупается за наличные, и процветанию фирм-посредников, выдающих приходные документы, позволяющие претендовать на возмещение НДС.

Как обстоят дела с проектом ГПЗКУ относительно создания масштабного парка комбайнов? Вы нашли заказчиков?

Сейчас уже не мы ищем клиентов, а они ищут нас. И на следующий год у нас будет уже не 500 комбайнов и 300 зерновозов, а две тысячи комбайнов и полторы тысячи зерновозов. В 2014 году, по нашим планам, эти цифры составят 7200 и 5000 машин соответственно.

Спрос на технику настолько велик?

Сами посудите: будучи одним из лидеров производства зерновых, Украина имеет самую низкую в мире обеспеченность зерноуборочной техникой — не более 40% от потребности. А 78% комбайнового парка находится за пределами амортизационного и экономически целесооб­разного срока эксплуатации. При этом почти две трети от этого парка — машины "СК-5-НИВА", эффективность использования которых равна нулю. Кто же хочет терять свой урожай из-за несвоевременной уборки или некачественной техники? А сегодня наша страна из-за несвоевременности уборки урожая теряет более 6 млн. тонн зерна.

Вы видите путь решения этой проблемы?

Мы его уже воплощаем. Было два варианта развития. Первый традиционный — экстенсивный. Это когда комбайны привязаны к хозяйствам и работают на своих полях. В этом случае необходимо купить 35 тыс. комбайнов на сумму более 45 млрд. грн. Эта история в лучшем случае растянулась бы на 10 лет, и приобретенные комбайны не окупились бы за весь амортизационный срок своей эксплуатации.

Второй путь тот, которым пошла корпорация — интенсивный, когда комбайны сконцентрированы в едином предприятии и работают по всей Украине, координируясь из высокотехнологичного центра управления. В этом случае для решения проблемы потерь урожая нам достаточно приобрести 7,2 тыс. машин в течение четырех лет и потратить на это 8,9 млрд. грн. Это в два с половиной раза быстрее, чем в первом варианте, и в пять раз дешевле — комбайны окупаются уже за четыре года.

Реализуя интенсивный путь, мы инициируем сборку комбайнов, зерновозов и прочей сельхозтехники в Украине — с увеличением локализации производства, стимулируя отечественное машиностроение и создавая новые рабочие места как в полях, так и на заводах.

Достаточно ли корпорации государственных дотаций, или вы планируете привлекать инвесторов?

Разумеется, нельзя достичь серьезного прогресса, ничего не вложив. В нашем случае речь о миллиардных инвестициях в логистику, хранение, в моторно-тракторный парк, рекультивацию земельного фонда и т.д. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами в Америке, Европе, Азии, и в случае поддержки правительством наших инициатив я не вижу проблем с привлечением необходимого объема инвестиций. На этом пути есть ряд этапов. Среди них — консолидация активов в корпорации и формирование ее полнофункциональных отраслевых подразделений, привлечение инвестиционного и долгового финансирования, модернизация активов и их объединение с развитой инфраструктурной логистической цепью.

Еще один важный этап — капитализация. За три-четыре года будет достигнут максимальный уровень капитализации компании благодаря синергетическому эффекту от объединения колоссального потенциала государственных активов и эффективных бизнес-подходов. Корпорация должна стать инвестиционной платформой для привлечения средств в агропромышленный комплекс Украины, эффективным агентом для реализации государственной зерновой политики, выполнения межгосударственных контрактов, поддержки сельхозпроизводителей.