Все в нашей жизни — это выбор наименьшего зла

Украина — это страна незавершенных реформ и нереализованных стратегий. Стратегическая система страны недееспособна, даже сказал бы, что ее нет, страна развивалась в значительной степени стихийно, отвечая на вызовы истории. Это объясняет многие проблемы.

Украина — это страна незавершенных реформ и нереализованных стратегий.

Стратегическая система страны недееспособна, даже сказал бы, что ее нет, страна развивалась в значительной степени стихийно, отвечая на вызовы истории. Это объясняет многие проблемы.

Вся инфраструктура нашего государства достаточно противоречива и отстает от развития общества и экономики в целом. Это создает существенную угрозу существованию страны.

В этих условиях, мне представляется, что одна их важнейших функций, я бы сказал, миссия президента, в том, чтобы обеспечить такое целенаправленное развитие и инициировать проведение реформ, которые приведут в соответствие государство и общество, государство и экономику. Президент четко осознает эту проблему и недавно отобразил ее в послании к Верховной Раде, где перечислены важнейшие реформы и показаны направления их реализации.

Я бы выделил два типа первоочередных реформ. Первый связан с дееспособностью государства (судебная, административная системы, завершение политической реформы, антикоррупционный проект).

Второй — с секторами, направленными на обслуживание человека (здравоохранение, образование, реформы монопольных отраслей, в частности, жилищно-коммунального хозяйства) Сейчас в Секретариате президента готовятся документы, которые организационно очерчивают эти программы, определяют финансирование и персональную ответственность по каждой из них.

Важная задача — сделать их видимыми, подконтрольными обществу.

Что касается ситуации вокруг создания парламентской коалиции, безусловно, всякая неопределенность вредит предпринимательскому и инвестиционному процессу. Но все в нашей жизни, это выбор наименьшего зла. Поэтому, неопределенность с последующим ясным поведением правительства лучше, нежели быстрое его формирование с дальнейшим неопределенным поведением. Лучше сразу обо всем договориться.

Создание коалиции — историческое событие. Происходит то, чего раньше не было, — выработка единой открытой политики стала главным в переговорах партий. Я хорошо помню, как в 1992 году бюджет был принят за 10 минут, и это никого не волновало. Сейчас принятие бюджета — главный процесс в парламенте. Мы переживаем то же самое в политической сфере. Если раньше мы договаривались о кандидатурах, то теперь мы договариваемся о содержании будущей работы. Это начало и положительный аспект политической реформы.

Если говорить о том, какие политические силы могут объединиться в коалицию, стоит обратиться к их легальным программным соглашениям. Так, Партия регионов — это правая партия, которая предполагает развитие экономики как взаимодействие государства и крупных финансово-промышленных групп. Мне лично это напоминает путинский режим. Только в России определяющим является государство, а в видении Партии регионов наоборот — ФПГ. Но в целом — это партия крупного капитала. "Наша Украина", судя по ее лидерам, — это партия правоцентристская, я бы сказал, либеральная, склонная к проведению политики эволюционной, а не радикальной. Социалистическая партия — это отчетливо левая партия, хотя внутри существует левоцентристское крыло. На высоком уровне там есть люди, которые являются сторонниками, например, торговли землей. О БЮТ я бы сказал, что у него нет определенной программы. Но прошлый стиль БЮТ — это максимальное, радикальное вмешательство государства в экономическую деятельность. В этом смысле партия, безусловно, левая.

Это экономическая горизонталь. Как они договорятся? В экономическом смысле левым легче договариваться с левыми, правым с правыми. Но экономика — это не царица доказательств, возможны другие важные мотивы объединения. Фундаментальная основа объединения — это признание свершившегося исторического факта, смены политического режима в стране, готовность жить по новым политическим правилам. Но тогда в экономической сфере придется договариваться тщательно, это будет трудный процесс нахождения компромисса между противоречивыми взглядами. Если говорить о БЮТ, то должны быть жесткие ограничения его радикализма. Потому что нет ничего тяжелее для экономики, чем радикализм действий.