Второе пришествие

На прошлой неделе Антимонопольный комитет выдал компании, близкой к российскому шинному холдингу "Амтел", разрешение на покупку более 50% акций ЗАО "Росава". Больше года реальным собственником белоцерковского завода считались структуры УкрСиббанка, заполн

На прошлой неделе Антимонопольный комитет выдал компании, близкой к российскому шинному холдингу "Амтел", разрешение на покупку более 50% акций ЗАО "Росава". Больше года реальным собственником белоцерковского завода считались структуры УкрСиббанка, заполнившие наблюдательный совет "Росавы" своими людьми. Продажа контрольного пакета совсем не означает, что собственник "Укрсиба" Александр Ярославский потерял влияние на белоцерковского производителя шин. Скорее речь идет о кооперации между двумя группами, где харьковчане добровольно взяли на себя роль "второго номера"

Сделка, в результате которой нидерландской компании Аmtel Holdings Holland N.V досталось более 50% акций ЗАО "Росава", станет уже второй попыткой российско-сингапурского холдинга "Амтел" закрепиться в Белой Церкви. Напомним, что в конце 1998 года на базе мощностей шинного завода ОАО "Росава" было создано одноименное СП. Его учредителями выступили ирландская компания Tapistron Ltd. (51% акций), представляющая интересы "Амтела", и Фонд госимущества Украины (49% акций). В создаваемое совместное предприятие государство отдало наиболее ликвидные мощности белоцерковского предприятия на сумму свыше 102 млн. грн. Взнос частного инвестора составил 4,58 млн. грн., а также около 312 тыс. грн. ценными бумагами.

С момента создания СП преследовали жесткие корпоративные конфликты между учредителями. На каком-то этапе ФГИУ даже инициировал разрыв учредительного договора. По мнению Фонда, российская компания не выполняла все обязательства, взятые ею при создании ЗАО "Росава".

После очередной остановки завода успешный бизнес "Амтела" в Украине без видимой политической поддержки казался невозможным. В марте 2003 года партнером "Амтела" на "Росаве" стала группа УкрСиббанка. Между иностранцами и харьковским банком было подписано "Соглашение о совместном инвестировании", ставшее формальной предпосылкой присутствия УкрСиббанка на "Росаве". В декларации также указывалась сумма совместных вливаний в деятельность шинного завода — порядка $12 млн. Понятно, что главным взносом в СП стал "политический" капитал, состоявший в близости Александра Ярославского к окружению экс-президента Леонида Кучмы, и относительно независимые позиции группы в украинском бизнес-пространстве.

В результате подписание договора о сотрудничестве стало первым толчком к уходу "Амтела" с украинского рынка. Весной 2003 года харьковчане через подконтрольные структуры выкупили блокирующий пакет акций шинного завода. Впоследствии УкрСиббанк перевел под свой контроль 51% акций "Росавы", а также "усадил" лояльных к себе людей (почти все — представители аффилированной с банком компании "Энерготрансинвест") в правление белоцерковского предприятия. Сворачивание представительства "Амтела" в Киеве, а также изменения в сбытовой политике завода ("Росава" стала открывать собственные представительства за рубежом) довершили тихий уход "Амтела" из Украины.

Стоит вспомнить и о том, как примерно в то же время "Энерготрансинвест" выкупил 75% акций "Черниговского Химволокна" — поставщика кордной ткани для шин. В "Амтеле" постарались сохранить хорошую мину при плохой игре и пояснили, что черниговское предприятие конкурирует с другими заводами "Амтела" аналогичного профиля в России. Поэтому иметь такой актив нецелесообразно.

О полном разрыве отношений между УкрСиббанком и "Амтелом" речь не шла. Российско-сингапурский холдинг оставил за собой поставки на "Росаву" сырья и технологий. "Амтел", имеющий хорошие завязки в Юго-Восточной Азии, обеспечивал "Росаву" необходимыми объемами каучука. Кроме того, именно российская компания вела все переговоры с иностранными производителями (в частности, с финской Nokian Tyres и японской Bridgestone) в отношении выпуска на рынок шин нового поколения. "Нужность" россиян в какой-то мере обусловила их пребывание в качестве миноритарных акционеров на "Росаве" и "Химволокне" до недавнего времени.

Что стало причиной возвращения "Амтела" на "Росаву" — сказать сложно. То ли потеря Александром Ярославским политического веса в стране, то ли действительная необходимость интеграции "Росавы" с мощным химическим холдингом. Впрочем, не исключено, что "Амтел" и украинцы смогут ужиться на одних предприятиях и развивать их совместно. Другое дело, кто в этом альянсе будет играть первую скрипку, а кто будет подпевалой. Это станет понятно позже — по ротациям в наблюдательном совете или в руководстве предприятия.