Выбор бизнеса

Еще несколько лет назад вполне эффективным и приемлемым для компании выглядело решение, при котором основной учет велся в единой системе, а все функциональные приложения работали автономно. Сейчас такие схемы еще вполне работоспособны, но по мере развития

Еще несколько лет назад вполне эффективным и приемлемым для компании выглядело решение, при котором основной учет велся в единой системе, а все функциональные приложения работали автономно. Сейчас такие схемы еще вполне работоспособны, но по мере развития конкуренции между компаниями растут и требования к программному обеспечению, в том числе и специализированному для каждого вида деятельности

Наиболее востребованным программным обеспечением на сегодняшний день продолжают оставаться операционные системы (Windows, Linux, Unix, FreeBSD, OS/2), офисные приложения (Microsoft Office, OpenOffice, StarOffice), различные прикладные программы, решения для обеспечения информационной безопасности, а также системы управления предприятием (mySap Business Suite, Oracle E-Business Suite, Microsoft Axapta, Галактика, Парус, 1С:Предприятие и прочие). По мнению Михаила Бейрака, руководителя отдела корпоративных проектов ABBYY Украина, "тенденцией сегодняшнего дня можно считать смещение акцентов с внедрения инфраструктурных решений к внедрению различного прикладного ПО".

Как рассказал Валерий Лановенко, генеральный директор ООО "Майкрософт Украина", потребности различных сегментов бизнеса отличаются. В крупном корпоративном бизнесе в прошлом году в основном были востребованы инфраструктурные решения, такие как серверные операционные системы, системы управления распределенными сетями, системы безопасности, системы хранения данных, системы документооборота и некоторые другие системы автоматизации управления IT-инфраструктурой. В среднем бизнесе, кроме таких продуктов, были востребованы системы управления предприятием (ERP-системы). В малом же бизнесе в первую очередь стоит говорить об операционных системах и офисных продуктах. "Государственные структуры в прошлом году проявляли интерес к решениям по управлению безопасностью, рабочими местами, обновлением ПО на рабочих местах, а также внедрению систем документооборота", — подчеркнул г-н Лановенко.

Более детально о потребностях современных компаний рассказал Алексей Подорожный, руководитель управления прикладного и системного ПО компании АМИ. По его словам, малый бизнес сегодня проявляет стабильный интерес к легализации программного обеспечения. И спрос на данные услуги постоянно растет. Средний и крупный бизнес на данный момент заинтересован уже не просто в поставках программного обеспечения и лицензий, но и в услугах по адаптации этого ПО к его конкретным бизнес-процессам. Также возрос интерес к фирменному обучению и обучению на курсах, адаптированных под поставленное ПО. Растет интерес и к системам управления IT-ресурсами, в частности к Microsoft Systems Management Server и SMS. Но на данный момент мало кто из предприятий готов платить за такие системы. Крупный бизнес заинтересован в решении задач по объединению разрозненных IT-систем. Не секрет, что очень долгое время IT-структуры на предприятиях развивались довольно хаотично, и теперь остро стоит вопрос об объединении их в единую инфраструктуру.

Директор департамента продаж ПО компании Softline Алексей Пашковский рассказал, что на сегодняшний день очень востребованы системы безопасности, обеспечивающие как защиту от внешних вторжений, так и от утечки информации изнутри компании. "Также у многих клиентов внедрены, либо находятся на стадии внедрения, системы резервного копирования данных. Особо стоит отметить продукты компании Computer Associates", — подчеркнул г-н Пашковский.

В настоящее время существует стабильный спрос на ERP и CRM-системы, системы документооборота, а также на специализированные отраслевые решения. Востребованы портальные технологии — для многих заказчиков актуальны задачи интеграции приложений и консолидации информационных потоков. В целом можно отметить рост интереса к технологиям совместной работы, а также к системам класса Business Intelligence. Законодательные инициативы правительства, направленные на повышение эффективности государственных закупок, стимулировали спрос на электронные торговые площадки со стороны госзаказчиков. Также среди востребованных решений — web-системы, интегрированные с корпоративными информационными системами (КИС), для предоставления полноценных web-услуг. Такие решения используются в страховой, банковской отрасли, туристическом бизнесе, в розничных продажах и др. Еще одной сферой применения этих технологий является развитие корпоративных web-систем.

При выборе и покупке ПО все больше компаний склоняются к сотрудничеству с производителями напрямую, но такая возможность существует не всегда, так как в Украине открыты представительства не всех компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Кроме того, предпочтения компаний в некоторых случаях отдаются только одному поставщику, который в будущем будет заниматься поставкой и инсталляцией необходимого ПО. В большинстве же случаев данная функция возлагается на компанию, победившую в тендере. Причем у каждого поставщика своя программа корпоративного лицензирования, которая, по словам Олега Ляшенко ("СофтПром"), позволяет сэкономить значительные средства при покупке программного обеспечения. "Чем более комплексное решение пользователь приобретет, тем меньше денег он заплатит", — отметил г-н Ляшенко. При выборе корпоративной схемы лицензирования без помощи специалистов обойтись практически невозможно, так как схем покупки программного обеспечения существует множество. Среди них — прямые покупки, рассрочка, аренда, лизинг и др. При этом каждой компании могут быть предоставлены скидки, зависящие как от размера заказа, так и от индивидуальных договоренностей. Для государственных учреждений и учебных заведений существуют отдельные лицензии, предоставляющие значительные льготы по сравнению со стандартными ценами на корпоративные (в 5-6 раз ниже коммерческих).

Цена вопроса

На сегодняшний день многие компании осознанно инвестируют приличные суммы в приобретение лицензионного программного обеспечения. Однако цифры разглашают не многие, ограничиваясь фразой "в достаточном количестве". И все же некоторую информацию нам предоставили. Как сообщил Дмитрий Фомин, начальник отдела информационных технологий компании "Союз-Виктан", как правило, сумма, заложенная в бюджет на закупку ПО, выделяется на 90%. По словам Юрия Нагнибиды, в настоящее время руководство ТД "НИКО" выделяет около 700-800 тыс. грн. в год на приобретение программного обеспечения.

Особо стоит отметить понимание заказчиками совокупной стоимости владения. "Все большее число компаний при выборе ПО смотрят не только и не столько на стоимость покупки, сколько на наличие техподдержки, обучения персонала, условий получения новых версий продукта", — подводит итог Алексей Пашковский (Softline).

Сколько это стоит?

Компании крупного бизнеса готовы тратить на приобретение ПО от $50 тыс. и больше. Представители cреднего сегмента закладывают в бюджет от $5 тыс. до $50 тыс. Малый бизнес ограничивается суммами от $1 тыс. до $5 тыс.

Рекомендуемые розничные цены на ключевые продукты *

Компания-производитель

Название продукта

Стоимость, $

Примечание

Microsoft **

Windows Server Standard 2003 R2 Russian

745

-

Windows Small Business Server 2003 Russian

540

-

SQL Server 2005 Standard

918

-

Office 2003 Standard Russian/Ukrainian

268

-

Лаборатория Касперского

KAV Corp Total Suite Russian Edition. User Licence

95,58

При покупке до 25 лицензий

Adobe

Acrobat 7.0 Professional, Russian, Windows, RET

Acrobat 7.0 Professional, Russian, Windows, UPG

652,75

231

-

Upgrade c версий 4/5/6Std/7Std

Photoshop CS2 Russian, Windows, RET

Photoshop CS2 Russian, Windows, UPG (Upgrade from Photoshop 5,6,7 or 8)

1022

281,75

-

Upgrade c версий Photoshop 5,6,7,8

Quark

QuarkXPress v6.x Full Product, IE, Win, Site Lic. (5-25)

Quark Xpress Upgrade 6.x, from 3x IE WinMac (5-49)

1506,88

922,25

Upgrade

Borland

Delphi 2006 (BDS) Professional New User

Delphi 2006 (BDS) Professional Upgrade from Delphi Professional

1090

460

-

Upgrade

ABBYY

ABBYY Lingvo 11 Многоязычный

55

Многоязычный электронный словарь

ABBYY FineReader 8.0 Corporate Edition

240

Система распознавания. Версия для работы в корпоративной локальной сети

1С:Документооборот версия 1.7

340

Сетевые рабочие места. Для установки в локальной сети на неограниченное число пользователей

1С:Предприятие 7.7 ПРОФ

480

Комплексная конфигурация "Бухгалтерия +Торговля+Склад+Зарплата+ Кадры" CD

1С:Бухгалтерия ПРОФ версия 7.7

240

-

* Источник: прайс-лист, размещенный на веб-сайте компании "СофтПром"

** Данные предоставлены компанией "Майкрософт Украина"