"За 300 лет украинцы превратились из европейцев в азиатов…"

Все знают Олега Скрипку как солиста легендарной украинской группы "ВВ" ("Воплі Відоплясова"). Когда Олег идет по улице, встречающиеся ему люди замирают и шепчут: "Надо же — сам Скрипка!" Олега, без сомнения, можно назвать одной из самых ярких "звезд" отеч

Все знают Олега Скрипку как солиста легендарной украинской группы "ВВ" ("Воплі Відоплясова"). Когда Олег идет по улице, встречающиеся ему люди замирают и шепчут: "Надо же — сам Скрипка!" Олега, без сомнения, можно назвать одной из самых ярких "звезд" отечественного шоу-бизнеса и просто интересным собеседником. Его размышления о месте Украины в мировом сообществе не сводятся к простой и уже такой привычной "шароварщине". Напротив, опираясь на глубокое знание истории Украины, на опыт работы за рубежом (в Западной Европе и России), Олег и не ставит для себя вопрос: "К чему Украина ближе — к России или Европе?"

— Олег, у Вас как человека, повидавшего мир, не понаслышке знающего условия жизни в странах и дальнего, и ближнего зарубежья, наверняка сформировались четкие взгляды о том, какое место должна занять Украина в мире.

— Если честно, то я даже не уверен в том, что большинство из старшего поколения хочет вернуть советские времена. Я думаю, что это миф, созданный конкретными политическими силами. Это первое. Второе. Если говорить честно, то я себе просто не ставлю вопроса типа "к чему Украина ближе?" Это все равно, что спрашивать себя, на чем лучше ездить — на подержанной BMW или Volkswagen, либо на новых "Жигулях". Выбор, по-моему, состоит не в том, к кому Украине быть ближе, а в том, стремиться ли украинцам к цивилизованному демократическому обществу или нет. Из истории Украины мы помним, что она была и под Польшей, и под Литвой. Да, конечно, это были времена ига, завоевания Украины, но, по моему личному мнению, их нельзя назвать самыми худшими временами для нашей страны. А в случае с Литвой получилось почти как с Древним Римом и Грецией. Римляне завоевали Грецию физически, а греки их — культурно. Тогда как более чем трехсотлетнее порабощение Украины Россией показало, что особого развития цивилизации не наблюдалось. Практически исчезла культура, язык. Вообще, украинцы превратились из европейцев в азиатов. Российским государством уничтожалась самая важная часть любой нации — интеллигенция и аристократия, то, без чего не может существовать ни одно общество. Все это замалчивалось для широких масс, поэтому абсолютное большинство, по правде говоря, "не в курсе". Если перед каждым человеком разложить эти обычные, доступные для понимания вещи, вот тогда и будет сделан правильный выбор. Многие это уже поняли, правда, несколько извращенно — они эмигрировали в Европу. Также немало людей ездят на заработки в страны Центральной и Западной Европы…

— Масштабы эмиграции украинцев в Россию, хоть и не такие значительные, как в Европу, но все-таки внушающие. А что касается трудовой эмиграции, то в разные сезоны в России работает от двух до пяти миллионов украинцев.
— Поверьте моему опыту, лучше работать в Испании или Португалии. И полиция над тобой не будет издеваться, и деньги отбирать не будет. Нужно просто получить какую-то официальную бумагу, и они же за тебя еще и вступаться будут. Даже если ты не гражданин страны и подойдешь к полисмену в Европе, он, по крайней мере, попытается тебе помочь, что очень редко случается с представителями власти, причем как в России, так и у нас.

— Задачей советской власти было создание единого советского этноса. У нее это практически получилось. Практически. Совсем недавно, на последних парламентских выборах в Украине известный российский политтехнолог так и не сумел "провести" партию, платившую ему очень большие деньги, в Верховную Раду. Он объяснил это так: "Мы поняли, что Украина — это не Россия, а украинцы — это не русские". Олег, как Вы думаете, что же в украинцах "не такого"?
— Чтобы полностью уничтожить украинский народ, Советскому Союзу не хватило, я думаю, лет тридцать-сорок. Украина бы исчезла полностью. Еще хотя бы одно поколение — и все. А что касается вопроса об отличиях украинцев и россиян, то россияне думают головой, украинцы — сердцем, при этом россияне — экстраверты, украинцы же интроверты. Между этими народами такая же разница, как между американцами и мексиканцами, или, скажем, французами и итальянцами. Плюс к этому, по причине своего имперского прошлого, россияне более уверены в себе. Россияне верят и будут верить в то, что они — самая великая нация. Украинцам же присущ комплекс неполноценности, связанный с многовековым отсутствием государственности, множеством проигранных войн, отсутствием патриотического PR и др. Из-за этого украинцы не уверены в себе. Многие из украинских граждан даже не знают, что они украинцы.

— У Вас прозвучала очень хорошая фраза — "патриотический PR". То есть Вы верите в то, что с помощью каких-то манипуляций можно сформировать в украинцах уверенность?
— А как еще это делается? Только так. Однако обидно, что сейчас многие занимаются как раз подрывной работой. Истинные проявления национального самосознания воспринимаются как зло и властью, и народом. Сейчас речь можно вести как раз об антипатриотическом PR. Просто, по-моему, в Украине нет национально настроенных сил, которые имели бы значительное политическое влияние и серьезную финансовую позицию. Есть люди, которые любят эту страну, они что-то пытаются делать, но это одинокие люди, не входящие ни в какие партии.

— А как Вы думаете, вокруг чего следовало бы объединяться украинцам?
— Да вокруг чего угодно. Собраться всем вместе и построить такую теорию. Мы что, глупее россиян? Кстати, большинство российских технологов, по происхождению, "ежели копнуть", — украинцы. А если серьезно, то стратегию государства должны разрабатывать не только те люди, у которых болит душа за Украину, но и те, которые умеют правильно понимать нынешнее положение вещей, делать выводы из прошлого и уметь предсказывать будущее. Кроме того, нужны значительные объемы финансирования. У нас же сейчас при власти непатриотические силы и в этом основная проблема нашей страны. А какая власть, такое и население. Я говорю о широких массах. Взять хотя бы нынешнее массовое телевидение. Оно, в принципе, плохое. Потому что существует такая вещь, как рейтинги. Что такое рейтинг? Это когда находится большое количество людей, которые смотрят то, что им показывают. А массе нужно предоставить определенную информацию в "разжеванном" виде. Вот один из вариантов влияния на массы. Такое телевидение не воспитывает патриотов, оно формирует "лохов". И дети их тоже будут такими. Подобное положение вещей выгодно для власти, потому что если не будет "лохов", то некому будет впихивать низкокачественные товары и низкокачественных политиков.
Не думайте, что я виню сам народ, нет. Я недавно был в Лондоне и общался с украинскими "заробітчанами", которые остались там жить. Родом они из Винницы. На жизнь зарабатывают тем, что ремонтируют машины. В общем, такие же, как все у нас. Однако в силу того, что эти люди слушают нормальную музыку, нормальные новости, живут в нормальных условиях, они изменились, "окультурились", что ли.

— Олег, а что Вы можете сказать об экономических достижениях Украины в сравнении с Россией?
— Как ни парадоксально это прозвучит, но украинская провинция живет лучше, чем российская. Может, из-за того, что территория Украины меньше, чем России, и ею проще управлять. Хотя, скорее всего, потому, что Украина всегда являлась принципиальным полигоном для российских интересов. Поэтому русские вкладывают крупные средства именно в Украину. И эти деньги работают на Украину. Это, конечно, подразумевает какую-то зависимость. И российские интересы лоббируются прежде всего. Однако наши бизнесмены тоже люди не простые.
Украинская экономика живет и развивается. За счет трудолюбия украинского народа, за счет инвестиций. И хорошо, что наши финансово-промышленные группы понимают, что чем более развитыми будут регионы, тем больше у них будет влияния, а соответственно, и денег.

— Теперь несколько слов об украинском шоу-бизнесе. Как Вы думаете, может ли он выйти на интернациональный уровень?
— Если честно, то шансы такие же, как и у России, Монголии, Албании, Бурятии, Китая... Нет шансов. Нам надо разобраться внутри страны. В первую очередь, немного "очиститься" именно от всего интернационального. Сделать примерно то же самое, что во Франции — в отношении кинематографа. Когда-то на каждые десять фильмов, показываемых по телевидению, приходился только один французский — остальные были американские. Я недавно был там. Теперь на каждые десять фильмов — шесть-семь французских. Их кинематограф совершил огромный скачок. А все потому, что они приняли закон, согласно которому 60% киноматериалов на телевидении должны быть французского происхождения.
Я думаю, что необходимо предоставить украинским исполнителям свою нишу, в которой они бы развивались. Да, я не исключаю, что на первых этапах качество будет страдать, но за счет довольно жесткой конкуренции отечественный шоу-бизнес будет повышать свой уровень.