За ЛОМили...

Некогда сугубо пионерское дело — сбор металлолома давно превратился в массовый вид занятий, по прибыльности уступающий разве что торговле оружием да нефтебизнесу...

Некогда сугубо пионерское дело — сбор металлолома давно превратился в массовый вид занятий, по прибыльности уступающий разве что торговле оружием да нефтебизнесу...

СХЕМА ЗАГОТОВКИ металлолома довольно примитивна и почти не требует никаких затрат. Для организации бизнеса нужна всего лишь палатка со складской площадкой, весы, пара сортировщиков и все. Правда, к этому списку зачастую приходится прибавлять отчисления разного рода "крышам", но это не в счет. Сбором металлолома разрешено заниматься юридическим лицам, а также физическим, которым для этого не требуется никаких лицензий и разрешений. Последние, активно пользуясь таким правом, собирают лом вовсю, неважно, что зачастую он вовсе не является ломом, если его можно открутить, то его откручивают и уносят с собой...

Сегодня украденным канализационным люком или мемориальной доской уже никого не удивишь, дело давно уже дошло до того, что кабели связи и электросети вырезаются километрами. В немалой степени этому благоприятствуют плановые отключения электроэнергии в регионах. За пару часов отсутствия электричества злоумышленники успевают снять со столбов несколько десятков пролетов алюминиевого провода.

Беспредел, связанный с воровством цветных и черных металлов достиг таких масштабов, что представители власти на местах идут на различные неадекватные меры, чтобы с ним покончить. Так, например, в прошлом году в Запорожской и Донецкой областях, вопреки украинскому законодательству, были закрыты все пункты приема металлов. В Николаевской — начались конфискации металлолома с грузовиков местных фирм, следующих в порт для отгрузки за кордон.

В свою очередь, такие действия вызывают отчаянные протесты со стороны заготовителей лома. Кое-кто заявляет, что при помощи властей в некоторых регионах избавляются от ненужных конкурентов. Особенно это заметно в сфере обращения цветных металлов, где сосредоточилась основная часть "ломового" криминала.

Отчасти перегибам в сфере обращения лома способствует украинское законодательство, которое объединило рынки лома черных и цветных металлов в вопросах лицензирования, штрафных санкций и т. п.

Несколько поумерить накал страстей должен был вступивший в силу летом 1999 года Закон "О металлоломе", которым запрещался экспорт лома цветных металлов и прием от физических лиц промышленного лома. Ситуация, однако, почти не изменилась (наш народ привык изворачиваться в любых условиях) — случаи воровства цветных металлов имеют место и по сей день, некоторые приемщики закрывают глаза на приносимый гражданами промышленный цветной лом (в дальнейшем определить, от кого был принят лом, практически невозможно), а экспортеры продолжают экспортировать цветной лом, предварительно переплавив его в слитки (болванки).

Однако объемы оборота цветного лома к сегодняшнему дню все-таки несколько поуменьшились, по утверждению некоторых операторов на данном рынке — в два раза.

С ломом черных металлов несколько иная ситуация, его экспорт никто не запрещал, да и сбор его ничем не грозит — на свалках полно ржавеющих бесхозных "изделий" еще советского периода. Кроме того, реализация его не так прибыльна. В отличие от лома цветных металлов: меди, алюминия и др., "железный" лом в десятки раз дешевле с вытекающими отсюда последствиями, доля транспортных расходов в стоимости лома черных металлов для конечных потребителей (до 20% при поставках на внутренний рынок и 50% — при экспортных).

Тем не менее именно в этой сфере пересекаются интересы, более чем четырех различных сторон, и именно за установление правил в этой сфере развернется их основная борьба.

С одной стороны, за ограничение экспорта черного лома выступают украинские металлургические предприятия. Дело в том, что выплавка стали из лома примерно на треть дешевле, чем из руды, поэтому, чем выше доля лома в производимом металле, тем он дешевле, а значит конкурентоспособней на внешних рынках. Однако сегодня доля стали, выплавляемой из лома, в общем производстве украинских металлургических заводов в 4 — 6,5 раз меньше, нежели у западных производителей. Объясняют это тем, что сборщики лома в первую очередь экспортируют его в страны дальнего зарубежья, где цены значительно выше и неохотно продают лом украинским металлургам.

Судя по всему, усилия украинских металлургов, требующих сокращения экспорта лома, возымели определенный успех, так как стало известно, что Кабинет Министров в настоящее время готовит проект постановления о введении квотирования экспорта черного металлолома. С 1 января 2000 года правительство намерено ограничить объем экспорта лома черных металлов до 2,5 — 2,7 млн. тонн в год. (В 1999 году его экспорт составил 4,6 млн. тонн), дабы направить остаток его в русло поставок отечественным металлургическим предприятиям.

Последнее время на руку украинским металлургам играет позиция органов местной власти, которые рады любым ограничениям, лишь бы уменьшить масштабы существующего ныне беспредела, связанного с тотальным воровством черных и цветных металлов. А местные органы хорошо известны умением отстаивать свои интересы в высших коридорах власти. Подтверждением этому служит январское решение Президента Украины о передаче Донецкой и Днепропетровской областям полномочий на выдачу лицензий по лому. До этого выдачей лицензий занимались лишь органы министерств и ведомств.

С другой стороны, против ограничений выступают западные металлурги, ведь производя прокат из украинского лома, они снижают цены на мировом рынке, а заодно борются с украинским экспортом готовой продукции. Некоторые из европейских производителей металла уже заявили, что могут инициировать антисубсидиционное расследование, итогом которого могут стать такие же меры, которые обычно применяются при антидемпинговых расследованиях.

Против каких-либо ограничений экспорта лома выступают сборщики лома и представляющая их интересы Украинская ассоциация металлического лома. В ассоциации утверждают, что в прошлом году продажи на внутреннем рынке составили примерно две трети от уровня экспорта, что значительно превышает данное соотношение во многих странах мира. Для сравнения, согласно официальным данным, в 1998 году Германия экспортировала 7 млн. тонн, а потребление составило 18 млн. тонн, в США экспорт составил 5 млн. тонн, при потреблении 55 млн. тонн. Кроме того, весомым звучит тот аргумент, что украинский металлопрокат и без того очень дешевый, настолько, что над ним во многих странах постоянно висит угроза антидемпинговых расследований.

Противниками ограничений являются также и украинские ГОКи, ведь если отечественная металлургическая промышленность начнет удовлетворять свои потребности за счет вторсырья, то это снизит привлекательность ГОКов, а заодно и интерес к дальнейшим разработкам полезных ископаемых.

Противоборство сторон приведет к тому, что правительство если и введет квоты на экспорт, то очень скоро будет вынуждено их пересмотреть, и в дальнейшем квоты будут увеличены либо вообще отменены. Кроме того, не исключено, что в Верховной Раде может появиться законопроект об урегулировании вопросов, касающихся исключительно заготовки и экспорта черных металлов.

Нынешнее положение вещей показывает, что существующая система сбора металлолома к настоящему времени не закончила свое формирование и нуждается в дальнейшем ее урегулировании. На рынке присутствует множество мелких, непрофессионально работающих фирм, большинство из которых не имеют собственного производства и не вкладывают в его поддержание и развитие никаких средств.

Среди этих предприятий много фирм-однодневок, которые работают в основном с наиболее качественным, не требующим специального оборудования для переработки ломом, иногда они идут даже на контрабандный вывоз металлов и исчезают так же быстро, как и появились.

В результате, на рынке довольно ощутимы сезонные колебания объемов собираемого лома, которые в первую очередь чувствуют на себе отечественные металлургические предприятия. Устойчивость рынка способны обеспечить в основном крупные, профессионально работающие предприятия. В этой связи можно прогнозировать курс государства на укрупнение ломоперерабатывающих предприятий, который будет очень сложным и долгим процессом.

Доля стали, выплавляемой из лома, в общем производстве

США

39%

Япония

33%

Германия

24%

Бразилия

22%

Китай

21%

Россия

13%

Украина

6%

Данные: Международного союза металлургов (организация, объединяющая ведущие металлургические компании России и некоторых стран СНГ)

Динамика объемов импорта лома (млн. тонн)

Страна

1970 год

1994 год

Италия

5,2

6,2

ФРГ

1,4

1,7

Франция

0,5

1,4

США

0,3

1,5

Россия

3

0*

* — Экспорт.

Данные: Международного союза металлургов (организация, объединяющая ведущие металлургические компании России и некоторых стран СНГ)

Экспорт и внутреннее потребление лома черных металлов в Украине

Период

Экспорт лома черных металлов, млн. тонн

Поставки лома черных металлов производствами "Втормет" металлургическим производствам, млн. тонн

1997 г.

2,076

2,6

1998 г.

3,281

2,8

1999 г. (ориентировочно)

4,1

3,6

Данные: Министерство промышленной политики

Комментарий

Оператор рынка металлического лома

Проблем на рынке лома действительно хватает, и главная из них заключается в отсутствии всеобщего порядка. На местах ведь нет хозяина, который бы отвечал, например, за старый списанный трактор, пятый год ржавеющий на окраине села, или другое имущество, которое уже вряд ли когда-нибудь послужит людям. Поэтому запрещение приема у частных лиц промышленного цветного лома — не метод, с таким подходом вообще нужно запретить всякую деятельность. Ведь если какой-нибудь селянин лет двадцать привязывал козу к старой негодной "загогулине" от комбайна, а вчера вдруг понял, что она медная, и принес ее нам, то почему бы не вознаградить его за такую хозяйственность. Другое дело, если нам приносят новые, еще со следами солидола, медные клеммы... Такую вещь у него сегодня никто не примет — просто побоятся. Более того, сейчас большинство фирм, прежде чем открыть пункт приема лома, дабы оградить себя от различных неприятностей, согласует такой шаг с местными властями (райсоветом, сельсоветом и т. п.) и РОВД. Поэтому, если на приемном пункте появится кто-нибудь с подобным изделием, то, вполне вероятно, о нем очень скоро станет известно в местном РОВД.

С другой стороны, я считаю правильным недавнее решение правительства о проверке всех фирм, занимающихся металлоломом. На местах ведь действительно процветает нездоровая конкуренция. Бывает так, что приезжая в какой-то поселок открывать пункт приема, узнаем, что один такой уже здесь работает, причем срок действия его лицензии давно уже истек, а лом они принимают безо всяких ограничений. Затем выясняется, что у владельца этого пункта местный милицейский начальник — брат, сват или что-то в этом духе...

После запрета экспорта лома цветных металлов ситуация, конечно, изменится, но не коренным образом. Справедливости ради нужно отметить, что такое решение в целом должно положительно сказаться на экономике страны. Ведь цветные металлы мы как экспортировали, так и будем экспортировать, только уже не как лом, а в виде слитков. Ведь если раньше мы металлолом просто принимали и отгружали за границу, где занимались его переплавкой, то теперь первичную переплавку будут осуществлять наши отечественные предприятия, с которыми такие приемщики, как мы, будут заключать договора. А это означает возрожденное производство, рабочие места и т. д.

Возвращаясь к вопросу о запрете приема промышленного лома от физических лиц, можно сказать, что промышленный лом, конечно же, составлял львиную долю в принимаемом ломе цветных металлов и несли его в основном частные лица. После вступления в силу Закона Украины "О металлоломе" к сегодняшнему дню объемы приема цветного лома упали почти на 50%. Однако здесь нужно учитывать сезонную особенность нашей работы, ведь сколько сейчас лежит в "полях" лома, скрытого от глаз сборщиков под толстым слоем снега.