Забытое старое

Знание компанией рынка и своих конкурентов — один из способов выживания в конкурентной среде, позволяющий компании развиваться, ставить новые цели и достигать их. Инструментов для получения необходимых знаний и информации об окружении компании существует

Знание компанией рынка и своих конкурентов — один из способов выживания в конкурентной среде, позволяющий компании развиваться, ставить новые цели и достигать их.

Инструментов для получения необходимых знаний и информации об окружении компании существует много

В классике менеджмента изучение сильных/слабых сторон, а также преимуществ и недостатков компании носит название SWOT-анализ. Бенчмаркинг — один из современных подходов к оценке компанией внутренних процессов и окружающей среды. Он имеет свою классификацию и подразделяется исходя из задач, которые стоят перед компанией. Это может быть анализ конкурентов, собственного бизнеса, восприятия компании потребителями и пр. По сути, процесс бенчмаркинга сводится к изучению "узких" мест в компании или ее слабых сторон с точки зрения рынка и потребителей.

Как метод управления компанией бенчмаркинг сегодня используют преимущественно крупные компании. Остальные воспринимают его как обыкновенный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Как отмечают в консалтинговых агентствах, которые активно внедряют в нашей стране западные методы управления компанией, чаще всего к бенчмаркингу прибегают тогда, когда необходимо правильно выстроить бизнес-процессы в компании. Для этого нередко приходится изучать опыт конкурентов и, учитывая их ошибки, внедрять подобные процессы у себя в компании.

В то же время говорить о том, что бенчмаркинг появился недавно, нельзя. Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). В 1979 году, в момент тяжелейшего кризиса, бенчмаркингом воспользовалась компания Rank Xerox. Об использовании этого метода в своем управлении заявляют такие мировые лидеры, как Apple, Rank Xerox, Hewlett-Packard, Dupont, Motorola, Unilever и многие другие.

Основной сложностью в применении и развитии бенчмаркинга в нашей стране является отсутствие квалифицированных специалистов и информационная закрытость. Так, далеко не все компании готовы обнародовать свои показатели: не говоря об обществах с ограниченной ответственностью, даже акционерные общества неохотно дают информацию о своей деятельности. В связи с этим, основным источником получения информации о рынке и конкурентах для компании является дружественное неформальное общение с партнерами по бизнесу.