"Задолженность нужно погасить взаиморасчетами", — считает директор Расчетного Центра ГП "Энергорынок" Анатолий Врублевский

Украина уже несколько лет пытается погасить долги предприятий ТЭК, которые становятся одним из препятствий к приватизации отрасли. Свести в единый реестр информацию о кредиторских и дебиторских задолженностях предприятий ТЭК и предоставить оптимальный спо
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Украина уже несколько лет пытается погасить долги предприятий ТЭК, которые становятся одним из препятствий к приватизации отрасли. Свести в единый реестр информацию о кредиторских и дебиторских задолженностях предприятий ТЭК и предоставить оптимальный способ погашения этих задолженностей — задача специально созданного Расчетного Центра — подразделения ГП "Энергорынок"

— Как происходило формирование реестра? Сколько предприятий входит в реестр на данный момент, и на каких условиях?

— Расчетный Центр начал формирование реестра еще в сентябре 2005 года. Первоначально желание попасть в реестр выразили около 500 предприятий. Но в результате изучения поданных ими документов в реестр было принято 440 предприятий. Из них 220 — это предприятия теплоэнергетики, 98 — угольной отрасли, 52 — нефтегазовой отрасли, 7 предприятий других отраслей (это, например, котельные с магистральными теплосетями, которые входят в состав каких-то предприятий, но тоже относятся к ТЭК). Ну, и 63 предприятия электроэнергетики. Кроме этого, каждое предприятие-член реестра предоставляет свою расшифрованную дебиторскую и кредиторскую задолженность для формирования базы данных предложений.

— Какая общая сумма задолженности предприятий ТЭК на текущий момент?

— Об общих цифрах можно говорить пока только оценочно. Я говорил, что у нас есть данные по 300 предприятиям, а из них 259 — это члены реестра. Когда у нас будут данные по всем 440 предприятиям, тогда можно будет сказать точно. Пока что, по состоянию на 1 января 2006 года у ГП "Энергорынок" дебиторская задолженность 17 млрд. грн., а кредиторская —

18 млрд. грн. Предприятий угольной промышленности — дебиторская 2 млрд. грн., кредиторская — 10 млрд. грн. НАК "Нафтогазу Украины" должны 17 млрд. грн., в то время как долг самой компании перед кредиторами — 22 млрд. грн.

— Какие новые возможности по погашению этих долгов открывает база данных предложений для предприятий, вошедших в реестр?

— Новые возможности предоставляет сам закон о мерах по обеспечению стабильного функционирования предприятий ТЭК и подзаконные акты. Речь идет о механизмах, заложенных в законе и постановлениях, как взаиморасчеты между предприятиями ТЭК, где есть взаимная кредиторская и дебиторская задолженность, реструктуризация долга, а также списание безнадежной задолженности. Есть еще механизм — частичной оплаты. На срок действия процедуры погашения задолженности (на сегодня это 9 месяцев) приостановлены все процессы, связанные с банкротством и исполнительным производством предприятий, которые вошли в реестр.

Каждое предприятие, входящее в реестр, может получить доступ к базе данных в онлайн-режиме. Кстати, 96% предприятий оформили заявки на онлайн-доступ. Компьютерная программа позволяет увидеть более 1000 предложений различных "финансовых цепочек" взаимной задолженности между предприятиями. Цепочки могут быть замкнутыми и незамкнутыми. Примером замкнутых цепочек может служить проведенный недавно пилотный взаиморасчет. Так, у ОАО "Днепрооблэнерго" были свои оборотные средства, а также дебиторская задолженность НАЭК "Энергоатом" и кредиторская задолженность перед ГП "Энергорынок", что в свою очередь выступило инициатором взаиморасчета. Далее по схеме ОАО "Днепрооблэнерго" — ГП "Энергорынок" — НАЭК "Энергоатом" — ОАО "Днепрооблэнерго" денежные средства в течение одного банковского дня прошли через специальные счета указанных компаний, открытых в уполномоченном банке. Таким образом, любой кредитор или дебитор предприятий ТЭК, используя свои оборотные средства или взяв однодневный кредит, может провести взаиморасчеты по погашению задолженности. Важно, что деньги проходят через банк, и это не есть взаимозачет.

— В базу данных предложений могут попасть только предприятия ТЭК?

— Для расширения поля взаиморасчетов могут принимать участие и другие предприятия, не только ТЭК. Тут могут принимать участие как дебиторы, так и кредиторы предприятий ТЭК. На сегодняшний день таких предприятий 41 — участников расчетов. По подаваемым в последнее время заявкам в базу данных предложений, я вижу, что предприятия заинтересованы.

— Каким будет механизм реструктуризации?

— На данный момент работает межведомственная комиссия, которая будет принимать решения по вопросам определения и утверждения суммы задолженности для списания и реструктуризации. Кроме этого, не во всех местных бюджетах были предусмотрены достаточные средства на оплату энергоносителей. Накопились долги перед предприятиями ТЭК у таких потребителей, как государственные и коммунальные предприятия. Сюда можно отнести, хотя и в меньшей степени, субвенции государственного бюджета местным бюджетам. Какую схему возврата этих долгов можно предложить? Прежде всего, на сегодня созданы территориальные комиссии на уровне областей. Их задача — рассмотреть все заявки от предприятий, которые хотят, чтобы у них была списана такая дебиторская задолженность. И только после того как предприятия ТЭК проведут соответствующие акты сверки, которые будут подтверждены финансовыми учреждениями на местах, а далее — точную сумму, на основе данных территориальных комиссий, утвердит межведомственная комиссия, потери будут возвращены предприятию ТЭК.

Еще пока не разработано соответствующее постановление, но, видимо, способом возврата этих средств предприятиям ТЭК может стать увеличение оптового тарифа на электроэнергию и газ. Напоследок могу сказать, что наша философия заключается в том, чтобы максимально погасить задолженность на стадии взаиморасчетов. И чтобы как можно меньшую задолженность нужно было перекрывать за счет того оптового тарифа, который будет предусмотрен в перспективе.