Жертва выборов

Оплатить щедрые предвыборные обещания политиков, потратить несколько миллиардов на дороги и аграриев и при этом обойтись без больших кредитов. Николаю Азарову, когда то в сердцах бросившему с трибуны парламента "бюджет для меня вся жизнь", придется доказа

Оплатить щедрые предвыборные обещания политиков, потратить несколько миллиардов на дороги и аграриев и при этом обойтись без больших кредитов. Николаю Азарову, когда то в сердцах бросившему с трибуны парламента "бюджет для меня вся жизнь", придется доказать, что эта задача выполнима.

Бюджетный процесс в Украине находится под угрозой срыва. Внеочередные парламентские выборы спутали карты не только политикам, но и правительственным экономистам. Теперь непонятна не только дата принятия главного финансового документа страны, но и то, кто должен его утверждать — старый парламент или новый. Ситуацию осложняет наличие и третьей заинтересованной стороны — президента, Секретариат которого продолжает играть в "теневое" правительство. На этом фоне перспективы отечественной экономики не так безоблачны, как казалось еще полгода назад. Социальные обещания, дефицитный бюджет и финансовый кризис на долговых рынках в перспективе могут сыграть с Украиной злую шутку. Избежать негативного сценария нынешнему министру финансов и первому вице-премьеру Николаю Азарову и его возможному преемнику удастся в случае решения пяти проблем, критичных для бюджета 2008 года.

Когда будет принят?

Время — главный ресурс, которого не хватает его разработчикам. Полгода недееспособного парламента пришлись именно на период бюджетного процесса. По законодательству уже к 15 сентября правительство должно предоставить на рассмотрение Верховной Рады проект бюджета на следующий год. Дальше, согласно Бюджетному кодексу, процесс рассмотрения и принятия документа четко расписан. На фоне того, что парламент не принял даже бюджетную резолюцию на этот год, перспективы документа в целом довольно смутны. Правительство на прошлой неделе все-таки приняло за основу проект бюджета на 2008 год. Возможно, что до 15 сентября он даже поступит в парламент, часть которого собралась на очередную сессию. Дальше начинаются проблемы. Легитимность нынешней сессии Верховной Рады не признает президент — очевидно, что он не подпишет бюджет, за который будет голосовать сегодняшний ее состав. Но и это не последняя проблема. За две недели до выборов принять этот документ невозможно, а новый состав ВР означает новое начало бюджетного процесса.

Сейчас базовый сценарий заключается в том, что бюджетом будут заниматься новое правительство и новый состав Рады. Новоизбранным депутатам придется проявить чудеса оперативности, поскольку для избрания нового Кабмина и голосования за главный финансовый документ страны у них останется меньше трех месяцев. Наиболее реальный сценарий — народным избранникам не удастся выдержать такой напряженный темп, и бюджет будет принят уже в новом году. Это будет печальный рекорд, когда парламент не сможет вовремя принять бюджет впервые за последние несколько лет. Даже в бурном 2004 году между турами президентских выборов депутатам удалось принять его вовремя.

Есть в этом и свой "плюс", который заключается в том, что после выборов выигравшая политическая сила уже не будет находиться под влиянием борьбы за голоса избирателей, что уменьшит социальный популизм раздутого бюджета. Хотя пессимисты акцентируют на том, что все смотрят в будущее — на предстоящие президентские выборы, и вряд ли кто-то (включая действующего президента Виктора Ющенко) откажется от обещаний повысить пенсии, минимальную зарплату, стипендии и выплаты на рождение ребенка.

Как поделить бюджетные деньги для населения?

Год назад Партия регионов, придя в правительство, делала ставку на государственные инвестиции, критикуя оппонентов за чрезмерные социальные обязательства. Но на горизонте замаячили выборы, и сейчас все политические силы настроены на увеличение соцвыплат. Об этом говорит и проект бюджета, который попал на стол к министрам на прошлой неделе. "11700 грн. помощи при рождении ребенка, 530 грн. стипендии студентам, минимальная зарплата 565 грн..." — уверенно рапортует Кабмин. Все усилия были потрачены на то, чтобы определить суммы индексации социальных статей бюджета. В 12 млрд. грн. обойдется государству повышение минимальной заработной платы и 1,6 млрд. грн. будет направлено на выплаты по рождению ребенка. В среднем затраты государства возрастут на 20-30% по основным статьям, таким как оплата труда или расходы на здравоохранение.

В Секретариате президента рады за оппонентов и говорят, что те выполнили рекомендации Виктора Ющенко. Николай Азаров не собирается так просто отказываться от роли "дающего" и парирует, что правительство и не рассматривало предложения президента. За этими перепалками теряется то, что революцию в системе распределения льгот, равно как и других нововведений в бюджете, Министерство финансов не планирует. В результате заставить граждан платить налоги все труднее, особенно на фоне уравниловки в пенсионной системе.

Какой объем дефицита безопасен для Украины?

Есть сфера, где консерватизм Минфина легко объясним — это объем дефицита бюджета, который уже традиционно установлен на уровне 2,18%. Бюджетные старожилы затрудняются ответить, чем так нравится эта цифра авторам, но именно с такими показателями дефицита (2-2,5% от ВВП) бюджет принимается уже несколько лет кряду. Бюджетный дефицит — один из показателей, вокруг которого второй год "ломают копья" Николай Азаров и экономический блок Секретариата. Борьба идет за несколько процентов от общего объема, при этом любой финансовый директор скажет, что дискуссии того не стоят. Правда, в отличие от коммерческой фирмы, для которой обычно кредит не является проблемой, "дыра" в 17,7 млрд. грн. выглядит для отечественной финансовой системы огромной суммой. Традиционные механизмы компенсации в виде доходов от приватизации и внешнего долга должны помочь и в этот раз. Несмотря на невыполненные планы по доходам от приватизации, Минфин опять заложил в эту статью бюджета 8 млрд. грн. и надеется "закрыть вопрос" с помощью продажи "Укртелекома", чья капитализация на бирже составляла 18 млрд. грн.

Долго ли продлится бюджетное благоденствие украинцев, и удастся ли выполнить все то, что записано в финансовом документе, зависит и от экономики, которой в очередной раз прогнозируют замедление темпов роста. Пять лет украинский ВВП стабильно увеличивается на 7% в год, и так же стабильно экономисты прогнозируют возникновение проблем для отечественной экономической сферы. Нынешний набор пессимизма вполне стандартен — если упадут рекордно высокие цены на металл на мировых рынках, экономический рост в Украине станет замедляться, равно как и валютные поступления в страну.

Кто даст взаймы?

Правительство планирует занять в следующем году $2 млрд. Но речь идет скорее о рефинансировании долгов, пока Кабмин надеется прожить следующий год без увеличения госдолга. Консервативная долговая политика должна помочь стране спокойно пережить мировой банковский кризис, который уже вылился в рост ставок на долговых рынках. Многие компании и государства сегодня переносят выпуск еврооблигаций, стараясь переждать бурю недоверия между банками. Сколько продлится кризис, и сможет ли он перерасти во что-то большее, неизвестно, но Украина, занявшая $2 млрд., сумела вскочить в последний вагон поезда под названием "дешевые кредиты". Иностранные займы, которые как на конвейере "штамповал" министр финансов Николай Азаров, оказались нелишними. Сейчас ставка "овернайт" LIBOR (межбанковские кредиты на сутки) составляет более 5%, тогда как еще несколько месяцев назад ставка по украинским пятилетним евробондам составляла 6,4%.

На полгода украинские чиновники могут расслабиться — сегодня остатки на счетах Госказначейства достигают 25 млрд. грн., чего с лихвой хватит для решения возможных бюджетных проблем в нынешнем году. Об этом говорят и аналитики международных рейтинговых агентств, которые положительно оценивают бюджетную политику государства. Достаточно сказать, что в настоящее время показатель долговой нагрузки для Украины более чем в три раза ниже, чем средний индикатор для стран с тем же кредитным рейтингом. Даже если финансовый кризис будет набирать обороты, Украина, по оценкам агентства Standard & Poor's, обладает одним из лучших показателей устойчивости к финансовым передрягам в мире. И Минфин здесь выглядит даже лучше коммерческих банков: если что-то и находится в стране под угрозой кризиса, то это именно банки, которые куда активнее государства набирали кредиты в Лондоне и Нью-Йорке.

Как остановить рост цен в стране?

Ответ на этот вопрос беспокоит скорее главу НБУ Владимира Стельмаха, чем министра финансов Николая Азарова. Но формально высокий рост цен — это "заслуга" и правительства (если быть честными — и президента), которые методично повышают бюджетные выплаты. Они сразу же трансформируются в высокие цены, что опять-таки побуждает Азарова и Ющенко говорить о поднятии зарплат и расходов на медицину, образование или армию. Получается порочный круг, и это понятно студентам, которые проходят эти примеры на первом курсе вуза (впрочем, им не нужно баллотироваться в президенты или депутаты).

Есть еще одна маленькая тайна — высокая инфляция помогает выполнять бюджет. Логика очень проста. Рост цен означает более высокие доходы производителей, которые платят большие налоги. "Мы выполним прогноз по 8% инфляции в этом году", — говорит министр финансов. Но цены растут куда быстрее, чем официальная инфляция, и так же увеличиваются налоги. Прогноз инфляции в следующем году на уровне 6,8% не должен расслаблять. Ведь если цены в реальности увеличатся на 10%, разница уйдет в зачет Минфину. Но всему должна быть мера, политики уже используют борьбу с инфляцией в агитации. И не исключено, что к списку постоянных забот нового министра финансов добавится и рост цен в стране.