Зленко идет правильным курсом

Министр иностранных дел подтвердил ориентацию Украины на Европу. На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко наконец вышел к народу. Он поделился своим видением будущих ориентиров отечественной внешнеполитической деятельности. По сце

Министр иностранных дел подтвердил ориентацию Украины на Европу. На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко наконец вышел к народу. Он поделился своим видением будущих ориентиров отечественной внешнеполитической деятельности. По сценарию Зленко, в текущем году внешняя политика Украины будет нацелена на интеграцию в Европейский Союз, вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), а в числе наших главных стратегических партнеров останутся Россия и США...

ВПРОЧЕМ, сказанное минист­ром иностранных дел не было ни для кого откровением. Рос­сия и США довольно давно являются основными стратегическими партне­рами Украины. Тематика вступления в ВТО также муссируется не первый год. Что касается интеграции в Евро­пу, такой курс был провозглашен в свое время Президентом Украины Л.Кучмой и с тех пор считается приоритетным. Правда, это не помеша­ло длиться многолетней дискуссии относительно "за" и "против" "мно-говекторности" украинской внешней политики, которая заключалась в не­коем "лавировании" между Востоком и Западом то в плане интеграции в постсоветское, то в европейское пространство.

Вместе с тем официальная пози­ция МИДа оставалась неизменной: никакой "многовекторности" не су­ществует. Вернее, тот смысл, кото­рый закладывается в это понятие, в корне неверен. Впервые термин "вектора" использовал в 1846 году ирландский ученый-математик Уиль­ям Гамильтон, основоположник т.н. векторного анализа. Впоследствии сфера применения данного термина расширилась. В частности, его стали применять в политологии, зачастую подразумевая под "вектором" на­правленность внешней политики го­сударства.

В этой связи, еще будучи минис­тром иностранных дел, Борис Тарасюк неоднократно отмечал (ссыла­ясь на "Основные направления внешней политики Украины", принятые ВРУ 2 июля 1993 года), что не­смотря на приоритеты, Украина не может замыкаться, развивая отно­шения только со своими соседями. По его словам, "европейский выбор стал доминантой украинской внеш­ней политики, но нельзя утверждать, что это единственный вектор внеш­ней политики нашего государства. Сюда можно отнести развитие отно­шений с РФ и США...".

С многовекторностью "порешили"

НЫНЕШНИЙ министр иностран­ных дел Анатолий Зленко считает крайне важным окончательное завер­шение дискуссий относительно "мно­говекторности" украинской внешней политики. По его словам, "мы можем воспринимать "многовекторность" так, как ее понимает большинство стран мира. То есть как поддержание отношений со многими участниками международного сообщества. Ведь "многовекторность" — это никоим образом не направление движения государства в системе международ­ных координат". "В значении движе­ния, выбора Украина не считает себя многовекторным государством, — отметил Зленко, выступая на про­шлой неделе. — Наш выбор и цель определены. Это европейская интег­рация Украины. И если украинское общество в целом будет четко осо­знавать весомость наших внешнепо­литических приоритетов, не будет ос­нований для обвинений в каких-либо "кренах" отечественной внешней по­литики". А подобных "обвинений", по крайней мере в прошлом году, прозвучало немало. В основном гово­рили о "крене" внешней политики Ки­ева в сторону Москвы. Правда, и ос­нований тому было предостаточно. В первую очередь, об этом свиде­тельствует количество решаемых в прошлом году с Россией экономи­ческих вопросов (чего только стоило урегулирование "газовых" вопросов). А также то, что РФ была и остается главным торговым партнером Украи­ны. Так, по итогам 9 месяцев 2000 го­да товарооборот с Россией составил 7,4 млрд. долларов США.

По мнению Анатолия Зленко, сложившаяся ситуация объясняется тем, что на протяжении определен­ного времени у Украины не было нормальных отношений с Россией. Теперь эти отношения нормализуют­ся, что может создавать впечатление резкого усиления восточного векто­ра украинской внешней политики. В то же время, заявил А.Зленко, ук­раинское внешнеполитическое ве­домстве хотело бы сбалансировать все векторы внешней политики Укра­ины (российский, восточный и за­падный).

Кроме того, для того, чтобы иметь возможность реализовать евровыбор Украины, по словам минис­тра иностранных дел, необходимо иметь бла­гоприятные внешние условия. Сегодня для Украины это, прежде всего, развитие страте­гического партнерства с РФ и США, а также с рядом других госу­дарств. Вступление Ук­раины во Всемирную торговую организацию, возобновление имиджа в Совете Европы. Уг­лубление практическо­го сотрудничества с НАТО, обеспечение реализации наших ини­циатив в Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе и других региональных структурах. То есть речь идет о реализации ключевых за­дач на 2001 год. В их число вошло также продолжение украинских ми­ротворческих и посреднических мис­сий и освоение "новых азимутов ук­раинской внешней политики" (име­ется в виду деятельность Украины на рынках Ближнего и Среднего Восто­ка, Африки, Азии и Южной Америки). Будут, по словам А.Зленко, предпри­ниматься меры по разработке транс­портных и коммуникационных сетей Украины, преобразованию нашей страны в важный центр газовых и нефтяных путей.

СОГЛАСНО постановлению ВРУ "Об основных направлениях внешней политики Украины" от 02.07.93 г., главные направления, по которым Украина осуществляет активную, гибкую и сбалансированную внешнюю политику, следующие:

- развитие двухсторонних межгосударственных отношений;

- расширение участия в европейском
региональном сотрудничестве;

- сотрудничество в рамках СНГ;

- членство в ООН и др. универсальных
международных организациях

Конечно же, во многом реализа­ция этих задач будет зависеть от собственных возможностей и потен­циала внешнеполитического ведом­ства. В этой связи министр иност­ранных дел возлагает большие на­дежды на проведение структурной и кадровой реформы системы МИД. Ее конечной целью является создание сильного центрального аппара­та, который имел бы вес и к которому прислушивались бы как внутри стра­ны, так и за ее пределами. Возмож­но, это действительно позволит в перспективе избежать ситуаций, которые имели место раньше. На­пример, голословных утверждений типа: мы идем в НАТО или мы идем в ЕС. Тогда как ни экономически, ни психологически мы не были к это­му готовы. И если вступление в ЕС мы ставим сегодня стратегической целью (хотя и долгосрочной), то о вступлении в Альянс речь не идет вообще.

Внешняя политика не должна быть оторвана от внутренней

БЫТЬ МОЖЕТ, приведенный при­мер является неким обоснованием необходимости введения сегодня нового подхода (или даже политики), на которые делает ставку внешнепо­литическое ведомство Украины. Речь идет об "экономизации" внешнеполитической деятельности — ноу-хау А.Зленко и его команды. Правда, по­ка еще неизвестно, что под этим кон­кретно подразумевается. Толкова­ния этого понятия, равно как и доку­мента, который бы учитывал требо­вания и стандарты к нему, пока нет. Поэтому кто-то понятие "экономизации" сводит исключительно к поня­тию внешнеторгового оборота, кто-то — технической помощи, а кто-то — к конкретному привлечению за­падных инвестиций в Украину. По­следнее уже заложено в план дейст­вий министерства. И лишний раз подтверждает, что участие внешнеполитического ведомства должно носить практический, а не деклара­тивный характер, свойственный ук­раинской внешней политике ранее. Вполне возможно, что этот принцип также стоит занести в суть понятия "экономизации". То есть, что внеш­няя политика не должна быть оторва­на от внутренней, а исходить из ее реалий.

Так, например, можно долго се­товать на то, что уже трижды откла­дывалось принятие Украины в ВТО на фоне Грузии и Киргизстана, получив­ших соответствующий статус в этой организации. Вступление же Украи­ны в ВТО и в этом году находится под вопросом. С другой стороны, прин­ципы ВТО, регулирующие свободную и недискриминационную торговлю, звучат в приложении к нашим сего­дняшним реалиям довольно утопиче­ски. Хотя от членства Украины в ВТО во многом зависят наши перспекти­вы интегрирования в Европейский Союз, Центрально-Европейскую зо­ну свободной торговли и другие ин­теграционные объединения, а также привлечение инвестиций и получе­ние торговых льгот от развитых стран.

Одним словом, пришло время от слов перейти к делу. Тем более что стратегические рубежи этого года очерчены довольно четко. Как сказал министр иностранных дел Анатолий Зленко, в этом году мы должны во-первых, сохранить наши приоритеты — прежде всего, это Евросоюз, Россия, США. Во-вторых, наполнить стратегическое партнерство кон­кретным содержанием. Процесс уже начался. Он идет с Россией, Узбеки­станом, США. В-третьих, в этом году нужно сделать конкретные шаги, которые приблизили бы нас к ЕС А это ни много, ни мало — наличие демократических институтов, гаран­тирующих свободу слова и права че­ловека, с чем у нас в последнее вре­мя дела обстоят не очень хорошо; наличие рыночной экономики, обес­печивающей экономический рост, стабильную зарплату, выпуск продукции, способной конкурировать в масштабах мировой торговли — здесь тоже есть над чем работать; а также готовность выполнять обязательст­ва, связанные с членством в ЕС, включая соответствие принципам политического, экономического и монетарного союза.