Астрономы нашли еще одну планету у ближайшей к нам звезды

Художественное изображение Проксимы и двух планет. Иллюстрация: Lorenzo Santinelli
Вокруг Проксимы Центавра вращается холодная суперземля
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Исследователи из Национального института астрофизики Италии сообщают, что наблюдали изменения в активности Проксимы Центавра, которые указывают на то, что там может существовать еще одна планета.

Проксима Центавра — наша ближайшая звезда-соседка, до нее "всего" 4,2 световых года. Мы уже знаем, что там находится одна планета, открытая в 2016 году. Потенциально она даже может быть пригодна к жизни. Последнее, впрочем, вряд ли: да, планета находится в так называемой "зоне обитаемости" (то есть, не слишком близко к своему солнцу, но и не слишком далеко от него — Delo.ua), но, кажется, она постоянно обернута к своей звезде одной стороной.

Новую планету (хотя ее существование еще придется доказывать) назвали "Проксима с". Она непригодна для обитания. Это суперземля — так называют планеты с массой больше Земли, но меньше ледяного гиганта Нептуна. И, судя по расстоянию от своей земли, планета либо замерзает, либо окутана водородно-гелиевой атмосферой.

Интересно то, что Проксима с не вписывается в существующие планетарные модели. Астрономы считают, что суперземли образуются на "снежной линии", это ближайшее к звезде расстояние, где вода может превратиться в лед. Так происходит, потому что ледяные твердые тела накапливаются в этой области еще во время формирования звездной системы. Проксима с далеко за пределами "снежной линии", что опровергает существующие гипотезы.

Итальянская команда нашла Проксиму с, используя лучевую скорость. При вращении планеты слегка "притягивают" свои звезды. Когда положение звезды меняется, меняется и цвет ее излучения. Если эти изменения цикличны, причина — вращающаяся планета.

Ученые определили этот тип циклического изменения в свете Проксимы Центавра и выяснила, что это не связано с движением уже открытой планеты — Проксима б. Это предполагает существование другой планеты, хотя один из авторов исследования Марио Дамассо не исключает, что "сигнал на самом деле связан с активностью звезды".

Сейчас команда пытается присмотреться к Проксиме с помощью космического телескопа "Гайя", который запустили в 2013 для создания трехмерной карты галактики.  "Гайя" все еще наблюдает, и мы рассчитали, что телескоп даст достаточно данных, чтобы подтвердить или опровергнуть существование Proxima c", — рассказал соавтор статьи и астрофизик из Университета Крита Фабио Дель Сордо в комментарии Business Insider.

Однако астрономы не ждут лета, когда придет очередная порция данных с телескопа "Гайя", они работают над сканированием существующих фото Проксимы Центавра, надеясь отыскать там следы новой планеты.