- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Без карт, без денег, с суржиком вместо "ствола": о комедии "Неприятность на 5 баксов"
В начале, середине и конце было слово
Фильм "Неприятность на 5 баксов" ("Халепа на 5 baksiv") длится около 80 минут, но говорят в нем, наверное, в два раза больше, чем в 150-минутной экранизации романа Стивена Кинга "Доктор Сон", снятой Майком Флэнаганом, — самой масштабной кинопремьере этой недели. И это при том, что в украинской молодежной криминальной комедии все же есть сцены без слов, выполненные в форме своеобразных эмоциональных музыкальных "фильтров" между захлебывающимися разговорными эпизодами.
Большую часть времени, практически не умолкающим закадровым монологом, общается со зрителями главный герой, которого зовут Хомяк (Дмитрий Хомяк), — предприимчивый парень с городских окраин в стильном черном спортивном костюме марки Adidas, промышляющий сбытом краденых телефонов и "камбоджийского" чая для похудения. Вместе с товарищами он попадает в передрягу, с вооруженной до зубов кульминации которой и стартует картина, а потом, "отматывая" историю назад, всячески старается объяснить хитросплетения происходящих событий, понимая, что без его слов разобраться в них будет непросто.
Хоть Гаем Ричи назовитесь…
Собственно, и с его объяснениями это получается далеко не сразу и не всегда. Поскольку ведет он их в стихийном ритме устного, в меру косноязычного (создатели ленты предупреждают: "Осторожно! Суржик!"), исполненного самолюбования рассказа, в котором "в огороде бузина, а в Киеве — дядька", неравномерно распределяя свои повествовательные силы на семь историй, каждую со своим заголовком.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaТаким образом зрители узнают, в случайной последовательности, об убийстве с последующими попытками избавиться от трупа, видеозаписи расстрела украинских солдат, за которой охотятся неназванные спецслужбы и районные криминальные авторитеты, с далеко не районным масштабом контрабанды и торговли оружием, допросах в мрачных застенках, предпринимательских планах, которые из-за врожденных недостатков не способны "взлететь", и даже боксерском поединке с участием героя.
Такой поединок ведет и лента — с жанром криминальной комедии, натыкаясь то на кривые изводы постсоветских русских картин, то на современную британскую классику в духе ленты "Карты, деньги, два ствола", запустившей карьеру Гая Ричи. В контексте "Неприятности...", пожалуй, о ней можно упоминать, как об одном из образцов для отечественного подражания, но лишь указывая на то, что этот образец так и остался недостижимым — в столь разных "весовых" художественных категориях существуют эти фильмы.
Две украинские ассоциации
Скорее, лента Мирослава Латика неумышленно вызывает ассоциации с современным украинским кино, в последние месяцы вышедшим на экраны:
– организующая роль закадрового комментария, без которого кособокая конструкция тут же развалится, потеряв последний намек на "конструктивность", напоминает о "Полине и тайне киностудии" Олиаса Барко, в которой тоже именно пояснительные монологи придавали повествовательному хаосу некоторый смысл;
– образ "силовика" из неназванного ведомства в исполнении Евгении Гладий, кажется, до малейших деталей повторяет созданный ею же образ полковника КГБ в драме "Запрещенный" Романа Бровко — настолько, что возникает стойкое ощущение, что героиня, расправившись с Хомяком, тут же переключится на Василя Стуса, убеждая его пойти на сделку с советской властью.
Речь о прямых заимствованиях тут, конечно, не идет, лишь о схожем "бреющем полете" творческой мысли. Более того, от названных лент "Неприятность…" в лучшую сторону отличает честное отсутствие претенциозности и больших амбиций, "поддержанное" неряшливой съемкой раскачивающейся камеры — загаженному рыночному стольному граду Киеву под стать.
Из сериала — в кино
Более тесные творческие связи "Неприятность..." демонстрирует с современными украинскими фильмами постарше — "Припутнями" Аркадия Непиталюка и "Слугой народа" Александра Кирющенко, правда, по своему проигрывая обоим.
С первым криминальную комедию роднит активное использование суржика и актерских талантов Дмитрия Хомяка, со вторым — сериальная природа, дающая импульс повествованию, и подозрительное отношение к властям предержащим и государству вообще.
Живой нелитературный украинский язык, утюжащий задорным суржиком ("джокер" "Припутней"), в "Неприятности..." из-за несдержанного использования обесценивается, постепенно превращаясь в отчасти искусственный прием. Точно так же со временем "изнашивается" колоритный образ главного героя.
Вместо такого ансамбля "Неприятность..." предлагает, скорее, неряшливо собранную мозаику — следствие того, что фильм (как и полнометражный "Слуга народа") является продолжением сериала. Но в отличие от "квартального" творения, сериала слишком невидимого, чтобы заранее обеспечить зрителям полноценное знакомство с персонажами, представив их чем-то большим, чем вырезанные из картона карикатуры, и позволив в полной мере понять и почувствовать их мотивы без "объяснительных" Хомяка.
Кадр из фильма "Халепа на 5baksiv"
Почти фильм с почти героями
Сериал "5baksiv.net" выходил в 2015 и 2016 годах, и в его полнометражное продолжение авторы "Неприятности..." включили значительные фрагменты ранее показанного материала, увязав их криминальной интригой и многословным закадровым монологом. Происходящие на экране события, тем самым, превратились во вторичные иллюстрации, сделав фильм не до конца самостоятельным фильмом.
Главная проблема такого творческого решения заключается в том, что полноценно срабатывает оно, несмотря на красноречивые подпорки суржика, все равно только для "своих", а этих "своих", кроме создателей картины, фактически не существует.
В итоге, потенциал, заложенный в "Неприятности..." (особенно связанный с художественным осмыслением бурной — трагикомичной — украинской современности), тратится впустую.
Сергей Васильев для delo.ua