Большие дела маленького человека: о фильме "Уменьшение"

Большие дела маленького человека: о фильме "Уменьшение"
С 1 февраля в кинотеатрах фантастическая кинолента Александра Пейна "Уменьшение". О неудобной притче о поиске смысла жизни рассказывает кинокритик Сергей Васильев

Картина Александра Пэйна "Уменьшение" снята неспешно и длится долгих 140 минут. Выматывающее ощущение движения времени возникает благодаря самобытной интонации режиссера, который необычное представляет банальным. В итоге не разберешь, где заканчивается комедия и начинается драма, где кульминация плавно переходит в затяжную "рекламную паузу", а где научная фантастика уступает место реальности.

В основе картины лежит как раз фантастический мотив. Норвежские ученые ради спасения планеты от разрушающего влияния человечества разрабатывают технологию, которая позволяет многократно уменьшать людей, и предлагают добровольно воспользоваться ей. Кроме благородных мотивов спасти Землю есть в уменьшении и существенные экономические выгоды — человек высотой 12 сантиметров потребляет намного меньше товаров и услуг, а поэтому даже небольшие накопления позволяют "маленьким людям" жить на широкую ногу и не думать о хлебе насущном.

Об этой прекрасной жизни заботятся специальные компании, которые активно мотивируют потенциальных клиентов уменьшаться и жить в специально созданных для "маленьких людей" городах. Александр Пэйн своим острым взглядом схватывает рекламные технологии современного рынка недвижимости и демонстрирует, что с их помощью можно рекламировать абсолютно все: инсценируя "показательные выступления" в поддержку программы уменьшения, которые не скрывают своей постановочной природы, но убеждают.

Именно по пути уменьшения, ознакомившись с рекламой, решает пойти главный герой картины Пол Сафранек (Мэтт Дэймон) — несостоявшийся доктор и унылый физиотерапевт, работающий с производственными травмами. Его фамилию, будто подчеркивая незначительность Пола, который действительно не хватает звезд с неба, постоянно коверкают. (Юмористический прием срабатывает именно благодаря его усердному повторению авторами картины).

История Пола рассказана в трех актах, которые весьма несхожи между собой:

  • в первом акте он вместе с супругой (Кристен Уиг), оценив рекламу уменьшения с высоты своего "среднего" человеческого роста и "среднего" же американского бытия, решается на процедуру;
  • во втором акте он узнает "уменьшенный" мир изнутри, как в его глянцевых, так и в социально-неприглядных особенностях, а проводниками Пола в несказочную "малую" реальность становятся улыбчивый сосед Душан (Кристоф Вальц), промышляющий контрабандой, и вьетнамка-диссидент, которую "уменьшили" по политическим мотивам (Хонг Чау);
  • в заключительной — философской — части ленты, действие которой разворачивается в норвежских фьордах, Пол знакомится с создателем технологии уменьшения и пытается найти смысл жизни и своего в этой жизни предназначения.

Происходящие на экране события отмечены печатью обыденности. Александр Пэйн рассказывает историю без лишних слов, вскрывая взаимоотношения героев и их отношение к жизни с помощью малых, точно подмеченных бытовых деталей. Жизнь эта движется по столь проторенной колее, что ее соприкосновение с фантазией рождает очень сдержанный комедийный эффект. Из-за этого постоянно возникает ощущение неудовлетворенности, нераскрытого потенциала: комические и зрелищные возможности кинематографа в "Уменьшении" действительно уменьшены, представлены в пастельной, приглушенной форме.

Кроме концентрации на узнаваемых, рутинных ситуациях, не требующих дополнительных словесных подкреплений, важной особенностью режиссуры Александра Пэйна является внимание к современным социальным реалиям. Социально-экономические, политические, идеологические, ценностные конфликты, существующие в американском, да и в любом другом развитом постиндустриальном обществе, он показывает сразу на нескольких уровнях. Причем именно "уменьшенный" их вариант, связанный с жизнью героев в искусственно созданных условиях рекламного мини-рая, должен показать несправедливость нынешнего общественного устройства вообще.

Для Мэтта Дэймона "Уменьшение" — второй фильм кряду, выполняющий подобную функцию социальной критики. Искусственный, специально созданный мир, эксплуатирующий американскую мечту зажиточного существования, был показан в "Субурбиконе" Джорджа Клуни, где актер исполнил главную роль. Но если у Джорджа Клуни схематичная демонстрация грехов, скрываемых за респектабельным фасадом, оттеняла криминальную историю, то Александр Пэйн идет по пути экзистенциальных исканий: вопрос "Кто виноват?" он дополняет вопросом "Что делать?"
Мэтт Дэймон отлично справляется с воплощением на экране слепого поиска предназначения, "предписанного" Полу. И не испытывает дискомфорта, связанного с тем, что образ главного героя из-за его интеллектуальной медлительности может выглядеть непрезентабельно, а результаты тяжелой работы духа могут оказаться совершенно неоригинальными. Ведь по сути Алекс Пэйн рассказывает притчу о том, что малые люди могут творить великие дела, а малые дела могут быть не менее важны, чем великие.

Вызов, который стоит перед режиссером "Уменьшения",  в том, чтобы облечь эти рассуждения в форму, одновременно фантастическую и будничную, предложив зрителям более-менее непротиворечивый способ восприятия многослойной ленты. К сожалению, с этой задачей Александр Пэйн, оставаясь верный своим творческим принципам, справляется не вполне. Его фильм о человечестве, балансирующем на грани конца мира, лишен напряжения, традиционно сопровождающего подобные сюжеты. А правильный по смыслу финал столь внятно дает ответ на болезненные вопросы, что выглядит скорее, как троеточие, способное разочаровать и обескуражить, но не поддержать.