Carlsberg Ukraine: Развитие персонала напрямую зависит от целей бизнеса

HR-стратегия любой компании успешна только тогда, когда она тесно подвязана под цели бизнеса. Четкое следование этому принципу — одна из причин, почему в компании Carlsberg Ukraine существуют программы стажировок для студентов и выпускников

"Мы работаем на конкурентном рынке, где около десяти крупных FMСG-компаний сражаются за один пул талантов, и даже кризис не остановил этот процесс. После того как мы столкнулись с некоторыми сложностями при закрытии вакансий и поняли, что за счет внутренних кадров это можно сделать не всегда, мы решили открыть собственную программу стажировок", — рассказывает Мухаббат Янас, директор по персоналу Carlsberg Ukraine.

Так, в 2010 году пивоваренная компания запустила первый пилотный проект в рамках программы Grow Faster — стажировки в отделе маркетинга. В этом году компания открывает более масштабный набор в операционный департамент Supply Chain.

"Отдел маркетинга первым был выбран неслучайно, — вспоминает Мухаббат Янас. — Всем известно, что ни одна инициатива HR-отдела не будет успешна, если ее не поддержит бизнес. Вице-президент по маркетингу Ярослав Коваль сам обратился к нам с просьбой создать такую программу, ведь его департаменту нужна была "скамейка запасных".

Разместив информацию о наборе стажеров на сайте компании и на профильных порталах по трудоустройству, Carlsberg Ukraine за короткое время получила резюме от более чем 100 кандидатов, 40 из которых были приглашены на собеседование. Самые успешные приглашались на финальный этап отбора — презентации. В рамках этого этапа 16 кандидатам предложили подготовить бизнес-кейсы, которые они потом презентовали перед жюри, куда входили представители отдела по работе с персоналом и маркетинг-менеджеры компании. По результатам отбора участников для стажерской программы, которая состояла из двух этапов по 6 месяцев, осталось три человека.

"Во время отбора, помимо обязательного знания английского языка, мы обращали внимание на то, действительно ли кандидаты понимают специфику работы отдела маркетинга. Также для нас важны такие качества, как целеустремленность, умение работать в команде. Во время последнего этапа отбора (презентации бизнес-кейса) мы смотрели на то, как человек проявляет свои лидерские качества, а также как он отстаивает свою позицию перед жюри", — поясняет директор по персоналу Carlsberg Ukraine.
Столь ограниченный набор стажеров легко объяснить — компания в первую очередь обращает внимание на рост собственных сотрудников. Как только появляется вакансия, в первую очередь информация об этом поступает на внутренний портал. Сотрудники, заинтересованные в предлагаемой должности и соответствующие требуемым компетенциям, могут на нее претендовать. Если же вакансию собственными силами закрыть по каким-то причинам не удается, компания включает внешний поиск. "Один из наших главных принципов подбора персонала — в первую очередь оценивать личностные компетенции кандидата. У нас есть внутренняя экспертиза и мы готовы обучать персонал, но также для нас важно, чтобы зерна попадали в благодатную почву. Кроме этого, важно понять, сможет ли кандидат адаптироваться в новой среде и принять корпоративную культуру. Наша корпоративная культура основывается на позиции "жажда к Великому" и пяти принципах: вместе мы сильнее, мы хотим побеждать, наши клиенты и потребители — в центре каждого принимаемого решения, у каждого из нас есть право внести свой вклад в общее дело, мы социально-ответственная компания и заботимся об обществе и об окружающей среде", — делится собственными HR-секретами Мухаббат Янас.

Для успешного планирования преемников и необходимых специалистов, руководителей в рамках будущей стратегии нашей компании действует Talent and Succession Planning (управление талантами и карьерой). По специально разработанной группой специалистов компании методике в каждой стране руководителем функции определяются преемники, которые могут занять его должность прямо сейчас, через три года и через пять лет. При зачислении в кадровый резерв отдел по работе с персоналом обращает внимание как на выполнение сотрудником плановых показателей, так и на его лидерские качества и компетенции. Данные сотрудники проходят различные системы оценок 360, центры оценки и развития, которые помогают определить сильные стороны преемника и те компетенции, которые нуждаются в дальнейшем улучшении. На основании оценок мы строим индивидуальные планы по развитию и подбираем программы обучения.

Мухаббат Янас, директор по персоналу Carlsberg Ukraine

В компании Carlsberg Ukraine большое внимание уделяют мотивации сотрудников, но основной акцент здесь делают на развитии персонала. Так, работники производственного департамента ежегодно проходят обучение и стажировку в Скандинавской школе пивоварения (Копенгаген, Дания). "Для развития команды отдела маркетинга мы приглашаем консультантов из британских школ, например, таких как Brand learning, московской школы бизнеса, московской школы управления "Сколково", а руководство компании обучается в лучших мировых бизнес-школах: London Business School, Insead Business School, Edinburg Business School Особое внимание мы уделяем развитию лидерства. Наши лучшие руководители разных уровней посещают модульную 3-летнюю лидерскую программу, разработанную вместе с российским провайдером Exect Partners Group", — объясняет Мухаббат Янас.

Помимо сотрудничества с внешними провайдерами тренинговых услуг, в компании функционирует целый отдел по развитию продаж, тренеры которого "покрывают" большую часть подготовки сотрудников департамента продаж. Кроме того, практикуется кросс-функциональное обучение: программы "Пивоварение для непивоваров", "Финансы для нефинансистов" и другие. Особое внимание уделяется изучению сотрудниками английского языка. В компании Carlsberg Ukraine около 30% всего бюджета на обучение тратят на программы по изучению английского языка. Более того, сотрудникам разрешено посещать занятия во время рабочего дня. Лучшие ученики отправляются на 1-2-недельные курсы английского языка в Великобританию. И это только одна из программ нематериальной мотивации, которая действует в компании.

При условии перевыполнения целевых показателей по прибыли все сотрудники департамента продаж, а также несколько человек из других отделов, которые помогли департаменту продаж выполнить цели, отправляются в теплую и солнечную страну на неделю, а сотрудники других направлений получают денежную премию. Так, например, весной ключевые сотрудники операционного департамента Supply Chain, а также сотрудники других функций, которые наиболее активно помогали департаменту, побывали в увлекательнейшем путешествии в Испании, а ключевые сотрудники департамента продаж и маркетинга отправились в путешествие по Бельгии и Голландии. "Кроме этого, в нашей компании существует система мотиваций за проекты, направленные на повышение эффективности и внедрение различных инновационных инструментов в компании. Ну а поскольку мы являемся официальным спонсором Евро-2012, то сотрудники компании также премируются за определенные достижения билетами на матчи Евро-2012", — отмечает директор по персоналу Carlsberg Ukraine
"Компенсационный пакет сотрудников состоит из трех составляющих: базовая заработная плата, краткосрочные и долгосрочные системы премирования и социальные льготы, — продолжает Мухаббат Янас. — К системам премирования относятся различные месячные, квартальные премии, которыми в нашей компании охвачены сотрудники департамента продаж, операционного департамента Supply Chain, а также некоторые функции поддержки бизнеса. На сотрудников уровня менеджеров и директоров распространяется годовой бонус, выплата которого проводится по результатам выполнения индивидуальных и корпоративных целей и 3-х летний бонус, который привязан к выполнению целей Carlsberg Group в целом за 3 года. Кроме того, уже второй год мы практикуем бонусную программу для всех сотрудников компании, которая базируется на показателе прибыли компании".

Развитие персонала — один из ключевых пунктов стратегии Carlsberg Ukraine, который позволяет компании успешно развиваться. Среди главных приоритетов HR департамента - создание единой команды, сплоченной общей целью и единой "Жаждой великих свершений". Именно на это и направлены все мотивационные и образовательные программы компании.