Что нового смотреть в кино на выходных: премьеры кинопроката оценивает критик

Обзор премьер 13 октября. Калейдоскоп аттракционов по мотивам «Трех мушкетеров», семейно-производственная комедия в стиле ток-шоу, не всегда страшный фильм ужасов, русское кино об антигероях. Кинопремьеры недели оценивает кинокритик Сергей Васильев

Самый зрелищный фильм

"Мушкетеры"

Режиссер Пол У.С. Андерсон (Германия / Франция / Великобританя / США, 2011, 110 мин.)

Самый понятный фильм

"Я не знаю, как она делает это"

Режиссер Дуглас Макграт (США, 2011, 85 мин.)

Самый страшный фильм

"Не бойся темноты"

Режиссер Трой Никси (США / Австралия / Мексика, 2010, 99 мин.)

Самый серьезный фильм

"Сибирь. Монамур"

Режиссер Вячеслав Росс (Россия, 2011, 102 мин.)

Самый зрелищный фильм

" Мушкетеры"

Режиссер Пол У.С. Андерсон (Германия / Франция / Великобританя / США, 2011, 110 мин.)

Как романист Александр Дюма всегда достаточно вольно относился к историческим фактам и вот, спустя полтора века, несет за это заслуженное наказание от рук режиссера Пола Андерсона, который вольничает с его «Тремя мушкетерами» даже больше, чем Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор советско-российских экранизаций похождений бравых французских вояк. При этом формально все элементы классического романа в «Мушкетерах» на месте – юный гасконец Д’Артаньян, мушкетеры (ровно три), коварная Миледи и еще более коварный кардинал Ришелье, любвеобильный лорд Бекингем и влюбленная Констанция. Присутствует также обязательная линия с подвесками королевы, которые срочно необходимо вернуть из Лондона в Париж.

Но из этих традиционных частей режиссер создает совершенно неожиданное целое, в котором позитивные и негативные герои меняются местами и получают новые мотивации своих поступков. Чтобы объяснить такой сценарный кульбит и увеличить зрелищность, в фильм искусственно «вживляют» линию про инженерные проекты Леонардо да Винчи, хранящиеся под семью замками в Венеции, а потом и вовсе представляют на суд зрителя фантастическую битву на воздушных дирижаблях, которая явно подмигивает популярной саге «Пираты Карибского моря». Также ради большей зрелищности герои чаще пользуются огнестрельным оружием, чем шпагой. Это превращает боевые сцены в аналог эпизодов из футуристической «Матрицы», каким бы диким такое сравнение ни казалось.

Максимально несерьезная природа «Мушкетеров» проявляется и в актерской игре, которая граничит с пародией. Особое раздолье получают исполнители отрицательных персонажей – капитана гвардейцев Рошфора (Мадс Миккельсон), коварной Миледи (Мила Йовович), лорда Бекингема (Орландо Блум) и кардинала Ришелье (Кристоф Вальц). Звездные актеры не приносят в эти образы ничего нового, с упоением эксплуатируя свои фирменные штампы. В итоге каждая сцена «Мушкетеров», взятая сама по себе, выглядит глупо и абсурдно. Но фильм в целом выходит весьма увлекательным.

  Самый понятный фильм

"Я не знаю, как она делает это"

Режиссер Дуглас Макграт (США, 2011, 85 мин.)

Под «этим», которое создатели фильма вынесли в заголовок, подразумевается совмещение семейной жизни героини, сопряженной с взращиванием двух малолетних детей и мужа, и карьеры, которая забирает все время и жизненные силы. В общем, это вопрос не бог весть какой сложности – ответ на него ежедневно дают большинство женщин и большинство мужчин. Поэтому, чтобы как-то оттенить традиционность очередной истории столкновения по линии «семья – карьера», создатели фильма разбавляют сюжет элементами телевизионного ток-шоу, заставляя разнообразных персонажей комментировать действия героини и ситуации, в которые она попадает.

Главную роль в этой семейно-производственной комедии играет Сара Джессика Паркер. Для нее подобный персонаж далеко не в новинку, и она очень обаятельно с ним справляется. Также в фильме присутствует несколько растерянный Пирс Броснан, исполнивший главную мужскую роль. Создается ощущение, что актер еще не отошел от съемок в рекламе чая в пакетиках, и лишь однажды дает всем намекнуть, что не так давно еще был действующим Джеймсом Бондом. Правда, в этот момент у него в руках оказывается не пистолет, а шар для боулинга.

  Самый страшный фильм

"Не бойся темноты"

Режиссер Трой Никси (США / Австралия / Мексика, 2010, 99 мин.)

Довольно непутевый фильм ужасов, продюсером и сценаристом которого выступил Гильермо Дель Торо, а режиссером – дебютант в большом кино Трой Никси, до этого снимавший лишь короткометражки. Дотошным вниманием к визуальному ряду картина напоминает успешную работу Гильермо Дель Торо «Лабиринт Фавна», в которой центральная роль тоже была отведена маленькой девочке, сталкивающей мир фантазий и жестокую реальность. Однако, выдумав стильный готический особняк и населив его странными, относительно страшными существами, которые охотятся за малолетней героиней, создатели фильма не потрудились как следует поработать над развитием сюжета. В общем-то, в фильмах ужасов герои должны вести себя по-идиотски, чтобы добавлять действию напряжения, но в данном конкретном случае их недальновидность перехлестывает все допустимые границы. Отсутствие обаяния у девочки и сдержанность игровой манеры остальных актеров (Кэти Холмс и Гай Пирс) лишь усугубляют ощущение какой-то необязательности происходящего. Красивый кадр, увы, от этого спасает не всегда.

  Самый смешной фильм

"Бабло"

Режиссер Константин Буслов (Россия, 2011, 87 мин.)

Комедия без позитивных героев. Среди персонажей – коррумпированные чиновники, нечистые на руку бизнесмены, продажные милиционеры, жестокие бандиты и проститутки с украинским акцентом. Из некриминальных элементов на экране появляются разве что несколько алкоголиков. Если почитать официальный синопсис ленты, складывается впечатление, что создатели хотят показать, что именно большие деньги – миллион евро взятки, который регулярно теряют и находят, – меняют людей, толкая на несвойственные им деяния. На деле все оказывается несколько иначе. Персонажи как были не очень приятными личностями, так ими и остаются. Просто на короткое время они становятся неприятными личностями с большими деньгами, которые у них каждый хочет отобрать.

По своему стилю лента Константина Буслова напоминает работы британца Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и особенно «Большой куш», крайне успешно адаптированные к российской полукриминальной действительности. Если это и копия, то очень качественная. Действие развивается крайне динамично и сопровождается множеством отличных находок. К примеру, толстая пачка взятки прикрывается истрепанным изданием Уголовного кодекса, а «союз» милиции и криминала среди прочего иллюстрирует совместное караоке-исполнение шансона. Нужно отметить и «словарные» находки. Один из персонажей постоянно заявляет, что действовать будет «в рамках правового поля», а действует исключительно за деньги. В этом смысле фильм получается не столько смешной, сколько страшный. Рамки российского правового поля оказываются настолько широкими, что этого поля вроде бы и вовсе нет.

Самый серьезный фильм

"Сибирь. Монамур"

Режиссер Вячеслав Росс (Россия, 2011, 102 мин.)

В этой драме тоже присутствуют образы русских силовиков и проституток, которые формируют «негероический» фон картины. Но в остальном она является полной противоположностью «Бабла». Вместо меркантильной беготни десятков персонажей по московскому мегаполису режиссер Вячеслав Росс показывает холодную живописную природу тайги, на фоне которой развивается жутковатая история малочисленных героев. Дело происходит в заброшенной деревеньке Монамур, всех жителей которой ровно раз, два и обчелся. Здесь живут старик и его внук, которым родственник время от времени подвозит на телеге продукты, отбиваясь от стаи одичавших собак. И без того жесткие условия сибирского быта по мере развития сюжета становятся еще более тяжелыми. Испытания, которые ставят героев на грань жизни и смерти, необходимы режиссеру, чтобы показать силу человеческого духа, поддерживаемого силой веры. В итоге, несмотря на весь мрак, получается довольно светлый фильм с явственным религиозным подтекстом.