07 марта, 14:03

Делегирование полномочий: польза или вред

Исследования показывают, что сотрудники, которые наделены полномочиями, работают эффективнее, имеют высокий уровень удовлетворенности работой и приверженности компании. Всегда ли это так?

Делегирование полномочий: польза или вред

Многие современные руководители часто пытаются расширить возможности сотрудников путем делегирования полномочий, разрешения на принятие решений, обмена информацией и учета вклада каждого. Но недавнее исследование Harvard Business Review (HBR) показало, что такой стиль руководства работает не со всеми видами деятельности и не со всеми типами сотрудников. Делегирующим руководителям нужно знать, в каких случаях расширение прав и полномочий будет наиболее эффективно.

HBR провели метаанализ всех доступных полевых исследований делегирующих руководителей — изучили результаты 105 исследований, в которые вошли данные о более чем 30 000 сотрудников из 30 стран. На основе анализа были сделаны следующие выводы:

  • Делегирование полномочий гораздо эффективнее влияет на креативность и взаимопомощь в коллективе, чем обычная постановка задач руководителем.
  • Руководители, которые делегируют полномочия гораздо больше доверяют подчиненным, чем остальные менеджеры.
  • В восточных культурах делегирование полномочий оказывает сильное влияние на производительность, кроме того, такие руководители выглядят более привлекательно в глазах новичков.

Хотите быть в курсе последних HR-трендов и современных digital-инструментов управления и развития персонала? Тогда приглашаем вас 27 марта на HR-марафон#3. Программа тут

У делегирующих лидеров работают более креативные и продуктивные сотрудники.

Такой тип руководства больше побуждает сотрудников генерировать новые идеи, думать о новых способах выполнения задач, помогать коллегам, брать на себя дополнительные задачи и быть готовым поддержать компанию сверх прямых функциональных обязанностей.

Этот эффект может быть обусловлен двумя психологическими процессами. Во-первых, сотрудники, наделенные полномочиями, чувствуют большую приверженность работе; видят смысл в том, что они делают; понимают, что они компетентны в своем деле и могут влиять на ситуацию. Во-вторых, сотрудники больше доверяют руководителю, который делегирует полномочия; прилагают больше усилий для достижения цели, понимая, что их не эксплуатируют, а работают вместе.

Делегирование не всегда повышает продуктивность рутинной работы.

Продуктивность рутинной работы, по результатам исследования, практически не отличается у всех типов руководителей. На повышение этого показателя больше влияет не расширение прав и полномочий, а хорошие отношения лидеров с сотрудниками и доверие руководителю. Таким образом, крайне важно, чтобы при попытке делегирования сотрудникам руководители не оказывали излишнего давления на команду и всегда четко ставили задачи. Ключ в этом вопросе состоит в ожиданиях сотрудников. Результаты исследований показывают, что если руководители делегируют больше или меньше, чем ожидают подчиненные, последние могут воспринимать это отрицательно.

Некоторые сотрудники активнее реагируют на расширение прав и возможностей.

  • Результаты анализа показали, что делегирование полномочий повышает эффективность текущей работы больше в восточных странах, нежели в западных.
  • Интересно, что расширение прав и возможностей влияет на повышение продуктивности работы новых сотрудников гораздо больше, чем тех, кто работает в компании долго.

В целом результаты анализа показали, что делегирование полномочий сотрудникам может мотивировать их и стимулировать креативность, но также это может создать дополнительные нагрузки и стресс, которые могут навредить выполнению текущих задач. Лидерам важно понимать, что делегирование полномочий оказывает положительный эффект только тогда, когда сотрудники доверяют руководителю и понимают его действия.

Купить билет

раздел:
теги:

По теме:

Как убедить сотрудников относиться к компании как к собственной
Образование и карьера 05 марта, 21:03

Как убедить сотрудников относиться к компании как к собственной

Этот далеко не риторический вопрос порой возникает в голове практически каждого руководителя. Ниже 7 рекоммендаций по развитию "менталитета владельца" у сотрудников

5 способов оптимизации HR-процессов
Образование и карьера 19 февраля, 15:02

5 способов оптимизации HR-процессов

Чем лучше построена система управления персоналом в компании, тем эффективнее работают сотрудники. Один из методов улучшения функционирования системы — ее упрощение