Достойно и не всегда коротко: альманах "Украинская новая волна. Красивые двадцатилетние"

Кадр из фильма "Штангист"
Кадр из фильма "Штангист"
11 апреля с киевских кинотеатров "Киев" и "Жовтень" стартовал прокат альманаха короткометражных фильмов "Украинская новая волна. Красивые двадцатилетние".

В преддверии "Золотой Дзиги"

Это уже седьмое издание альманаха короткометражных отечественных лент от Национального центра Александра Довженко под броским заголовком "Украинская новая волна" — названием, которое, безусловно, тешит самолюбие авторов, вроде бы эту "новую волну" "оседлавших", но не всегда справедливо отражает художественную суть того, что происходит в современном украинском кинематографе.

В этом году программа фильмов, в которую традиционно стараются включить работы, успешно представленные на международных и украинских кинофестивалях, может служить своеобразным прологом к Третьей национальной кинопремии "Золотая Дзига". Три из пяти отобранных работ — "Штангист" Дмитрия Сухолиткого-Собчука, "Mia Donna" Павла Острикова и "В радости, и только в радости" Марины Рощиной — являются ее номинантами.

  • "Украинская новая волна. Красивые двадцатилетние" в прокате 
  • С 11 апреля  -  в  киевских кинотеатрах "Киев" и "Жовтень"
  • С 25 апреля  -   в сети кинотеатров "Планета кино"

Взятый вес

"Штангист" Дмитрия Сухолиткого-Собчука — наиболее весомый участник альманаха, по крайней мере, по формальным признакам. Фильм является обладателем Гран-при Варшавского МКФ (что дает ему право состязаться за попадание в "короткометражную" номинацию премии "Оскар" в 2020 году), победителем Национального конкурса Киевского МКФ "Молодость" и еще нескольких киносмотров.

Лента была снята на кинопленку, что в современных украинских условиях является уникальным и стоит специального упоминания (пусть для режиссера сей факт много важнее, чем для зрителей — принципиальную разницу в изображении так просто не разглядеть). Также он произведен в копродукции Украины и Польши, при поддержке Госкино Украины (бюджет ленты чуть больше 2 млн грн., половину из которых выделило государство).

Для 36-летнего режиссера фильм является профессиональным игровым короткометражным дебютом, хотя новичком его назвать сложно. Студенческий короткий метр Дмитрия Сухолиткого-Собчука "Борода" был участником первого альманаха "Украинская новая волна" в 2012 году, а в 2013-м в кинопрокат вышла его полнометражная документальная лента "Красна Маланка".

Во время просмотра "Штангиста" возникает ощущение, что режиссеру уже немного тесно в короткометражной форме. 30-минутную историю тяжелоатлета (его сыграл двухкратный чемпион Украины Александр Лой), который накануне важных соревнований узнает трагическую новость, отличают максимальная продуманность каждого кадра и дотошное внимание к деталям. Даже то стихийное и немного абсурдное, что в ней есть (а такого очень немного) — результат сознательного решения автора ленты.

В подобной максимальной, даже педантичной, тщательности — и безусловное достоинство, и парадоксальный недостаток картины. В итоге, некоторые ее сцены продолжают забивать уже и так накрепко забитые в сознание гвозди смыслов, а реплики — объяснять и так уже вполне понятую суть происходящих событий.

Слов, впрочем, в ленте немного. Дмитрий Сухолиткий-Собчук максимально полно использует "скульптурный" и эмоциональный потенциал задействованных непрофессиональных актеров, рассказывая историю с помощью действия и создавая вместе с оператором-постановщиком Михалом Ритель-Пшеломецом кадры — практически живописные полотна.

Реальность фантазии

Изобразительной изысканностью, напоминающей о живописи эпохи Возрождения, отличаются и некоторые сцены комедии "Mia Donna" Павла Острикова, для которого это уже третий фильм в альманахах "Украинская новая волна" (в 2016-м демонстрировали его "Голден Лав", в 2017-м — "Выпуск 97"). "Mia Donna" принимала участие во многих международных кинофестивалях, в том числе — Таллинском МКФ "Темные ночи".

Для меня новая комедия Павла Острикова — лучший украинский короткий метр 2018 года. Изысканность, фантазия и тонкий юмор мастерски оттеняют в нем правдивую житейскую повседневность — украинскую по форме (которая, само собой, весьма далека от полотен мастеров Ренессанса) и универсальную, общечеловеческую по своей сути.

Жизнь героини в точном исполнении Ирины Мак резко меняется, когда ее муж внезапно превращается в 7-летнего пацана, вынужденного ходить в школу. И Павел Остриков убедительно создает атмосферу нормальности подобной метаморфозы, оттеняя ее некоторым — вполне ожидаемым — недоумением, которое комфортно умещается в бытовые рамки.

Благодаря этому всего за 16 экранных минут ему удается подмигнуть и народной мудрости "седина в бороду — бес в ребро", и образам "подкаблучников", и — с помощью кассетных записей Тото Кутуньо — разместить судьбы вымышленных персонажей в рамках настоящей драмы украинского поколения, которое не смогло реализовать свой потенциал в жестоких условиях 1990-х годов.

С приветом из Одессы

В рамках альманаха покажут две ленты, награжденные по итогам Национального конкурса 9-го Одесского МКФ, — драму "В радости, и только в радости" Марины Рощиной, которая получила на кинофестивале Приз жюри, и анимацию "О Марке Львовиче Тюльпанове, который разговаривал с цветами" Даны Кавелиной, отмеченную Специальным дипломом.

"В радости, и только в радости" — это история молодой матери, которая, пытаясь устроить личную жизнь, рассматривает сына, как обузу, но постепенно все же осознает его решающую важность.

Некоторый схематизм сюжета 27-минутной ленты компенсирует талантливая актерская работа дебютантки Светланы Либет, которая находит отличный контакт с ребенком. Они выстраивают достоверные, психологически точные взаимоотношения, отмеченные естественностью взаимодействий и реакций, потенциал которых сполна использует режиссер. Фильм был создан на средства Госкино Украины. Его бюджет — чуть меньше миллиона гривен.

14-минутную анимацию Даны Кавелиной о пожилом луганском обывателе, в размеренную жизнь которого вторгается война, отличает берущая за душу наивность. Отдельные ее кадры выглядят ученически примитивно, но, дополненные непрекращающимся, интонационно детским закадровым рассказом, существенно приобретают в художественном весе. Герои предстают на экране переломанными куклами, воплощая трагедию вынужденных переселенцев, чьи семьи были разделены фронтом, и утверждая необходимость сохранять в сердце любовь.

Также в рамках альманаха будет представлен документальный фильм "Диорама" Зои Лактионовой, снятый в Мариуполе, где шум курортного моря "перекрикивает" близкая война.