ГНАУ хочет штрафовать сотрудников, не сообщающих о зарплатах "в конвертах"

Едва вступив в премьерскую должность, Николай Азаров пообещал нещадно бороться с выплатой зарплат в "конвертах"

тут же начала масштабные проверки предприятий на предмет правильности и полноты отчислений взносов в социальные фонды и подоходного налога. Согласно данным ГНАУ в марте были проверены 1,4 тыс. компаний, в бюджет дополнительно перечислено более 600 млн. гривен. Но это только начало. Чтобы "отбелить" зарплаты, налоговики совместно с Госкомпредпринимательства предложили ряд законодательных новаций, ужесточающих контроль за работодателями. Их внедрение, по мнению разработчиков соответствующего законопроекта, позволит бюджету дополнительно получать не менее 20 млрд. гривен ежегодно.

Несгораемые конверты

По словам заместителя директора департамента налогообложения физических лиц — начальника отдела ГНАУ Сергея Латынина, на сегодняшний день в тени пребывает до 40% всего зарплатного фонда отечественных предприятий. Причем, как признают налоговики, нынешнее законодательство не позволяет им эффективно бороться с зарплатными минимизаторами. Последние несколько лет власти активно обсуждали идею снижения нагрузки на фонд оплаты труда, в результате чего работодателю было бы выгодно выплачивать зарплаты легально. По подсчетам экспертов, экономия расходов предприятия при нелегальных расчетах с сотрудниками составляет как минимум 20% фонда заработной платы. Соответственно, чтобы работодатель был заинтересован в детенизации зарплат, нагрузку на фонд оплаты труда нужно уменьшить хотя бы до 29%. Однако из-за хронического дефицита Пенсионного фонда эти прогрессивные идеи так и не были воплощены в жизнь.

Зарплаты сверят с индикатором

Законопроект оговаривает введение так называемой индикативной зарплаты — суммы, с которой предприятие обязано будет делать отчисления в социальные фонды. Этот показатель рассчитывается путем умножения суммы официально установленной минимальной зарплаты на коэффициент, размер которого зависит от занимаемой сотрудником должности. В частности, с коэффициентом 5 будет рассчитываться индикативная зарплата высших руководителей, 3 — главных бухгалтеров, 2 — рабочих. Причем эти правила распространяются лишь на частные предприятия. Госструктур документ не касается, видимо, потому, что в бюджетной сфере вся зарплата выплачивается официально. Именно с индикативной зарплаты работодатель должен будет проводить отчисления в социальные фонды, а также удерживать с сотрудников подоходный налог. В том числе и в случае, если фактически начисленная зарплата является ниже индикативной.

"Конечно, авторы законопроекта правы, что большинство директоров предприятий не могут зарабатывать, скажем, 800 гривен, как это показывается в отчетности. Однако с такими подходами к решению этой проблемы все может закончиться тем, что предприятия вообще не будут официально держать людей на руководящих постах или должностях главных бухгалтеров. Весь персонал срочно переведут в статус исполняющих обязанности, на зарплаты которых упомянутые правила новых расчетов не распространяются", — комментирует новую законодательную инициативу руководитель налоговой практики "Ernst&Young Украина" Владимир Котенко.

По словам заведующей отделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентины Прониной, на сегодняшний день в стране существуют тысячи мелких предприятий, штат которых состоит из директора и бухгалтера, которые не начинают процедуру закрытия бизнеса из-за ее сложности и начисляют себе 1/4 или 1/10 ставки. "Если же законопроект будет принят парламентом и подписан Президентом, всем этим предприятиям придется ежемесячно платить отчисления в социальные фонды с восьми минимальных зарплат, в противном случае — уплачивать штрафы и пеню", — резюмирует г-жа Пронина.

Однако наиболее революционным положением документа является установление солидарной административной ответственности работодателя и работника за выявленные нарушения в порядке выплаты зарплаты — по 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с каждого (на сегодня это 1700 гривен). Соответствующие изменения предлагается внести в ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях. Исходя из логики разработчиков законопроекта, персонал (в том числе и сотрудники низшего звена, включая, скажем, уборщиц или разнорабочих) должен быть в курсе всех тонкостей бухгалтерских расчетов. Более того, чтобы не попасть под штрафные санкции, наемным работникам следует сигнализировать в налоговую о минимизаторских схемах, прокручиваемых работодателем в целях зарплатной экономии. Это, мягко говоря, противоречит здравому смыслу. Ведь даже если работники и получают кровно заработанные в "конверте", вряд ли кто-нибудь решится рассказать об этом фискалам, рискуя остаться без работы. "В гражданском праве солидарная ответственность наступает в случае преднамеренной договоренности между нарушителями или неделимости предмета обязательства. Причем умышленный сговор еще должен доказать суд", — говорит Валентина Пронина. Поэтому начисление штрафа на работника можно будет оспорить в судебном порядке.

Продолжение следует

Принцип применения индикативных цен сегодня действует на таможне, когда при расчете подлежащих уплате налогов учитывается не указанная в контракте цена ввозимого товара, а утвержденная ГТСУ индикативная цена на него. Именно занижение таможенной стоимости дает возможность импортерам ввозить товары народного потребления, например продукцию легкой промышленности китайского производства, за копейки. И именно увеличиваем таможенной стоимости с использованием индикативных цен в этом ведомстве добиваются повышения таможенных сборов. Однако на таможне достаточно часто перегибают палку, заставляя оценивать некоторые товары выше, чем они реально стоят, стимулируя такими методами рост контрабанды. Похожая ситуация может сложиться и в налоговой сфере, когда своими инициативами ГНАУ может перевести значительную часть малого и среднего бизнеса на полулегальное положение, а также спровоцировать увеличение числа официальных безработных.