"Ход королевы" поставил рекорд на Netflix: почему его смотрят и хвалят миллионы

Кадр из сериала "Ход королевы"
Кадр из сериала "Ход королевы"
Сериал "Ход королевы" (The Queen's Gambit, "Ферзевый гамбит") не только установил рекорд Netflix по количеству просмотров, но и вернул в список бестселлеров вышедший 37 лет назад одноименный роман, ставший основой экранизации

Netflix сообщил, что за 28 дней с начала показа сериала "Ход королевы" (The Queen's Gambit, "Ферзевый гамбит") его уже посмотрели 62 млн подписчиков, а реальная аудитория еще больше — так как одним аккаунтом может пользоваться сразу несколько человек.

Это рекорд просмотров мини-сериала на стриминге за такое короткое время. В 92-х странах сериал попал в ТОП-10, а в 63-х — занял первую строчку рейтинга самых популярных.

Кроме того, в список бестселлеров The New York Times вошел роман Уолтера Тевиса The Queen's Gambit, вышедший в свет в 1983 году, по которому сняли сериал.

Есть еще один любопытный факт: по информации Google, запрос "как играть в шахматы" достиг самого высокого показателя за девять лет . На волне популярности сериала все рекорды бьет посещаемость шахматного сайта chess.com, которая уже превысила более 100 тысяч человек ежедневно.

О чем сериал и почему его все смотрят? 

События семисерийного сериала "Ход королевы" (The Queen's Gambit, "Ферзевый гамбит") происходят в 1950-х-1960-годах. Главная героиня — Бет Хармон — рано стала сиротой и оказалась в приюте, но постепенно начала проявлять талант к шахматам и со временем смогла поразить самых известных гроссмейстеров мира.

Главную роль сыграла американская актриса Аня Тейлор-Джой — и, как отмечают обозреватели, именно ее убедительная игра стала одной из основ успеха, пишет ВВС.

Консультантами сериала стали чемпион мира по шахматам Гари Каспаров, обладатель одиннадцати шахматных "Оскаров" (призов лучшему шахматисту года), который с 2013 года живет в США и возглавляет Международный Совет "Фонда защиты прав человека" в Нью-Йорке, а также американский шахматист Брюс Пандольфини. Они же тренировали актеров, которые не умели играть в шахматы, ведь каждая шахматная партия в сериале разыгрывалась по-настоящему. 


Кадр из сериала "Ход королевы"

Владислав Рашкован (International Monetary Fund) считает, что "сериал не о шахматах, а об игре на большом черно-белом поле, на котором показано внутреннее путешествие главной героини". "Шахматы — просто система координат, — пишет он в своем посте в Facebook.  — ...Уверен, что блестящий фильм приведет к взрывному росту популярности шахмат у девочек во всем мире".


Кадр из сериала "Ход королевы"

В свою очередь, знаменитый шахматист, чемпион мира по шахматам  Владимир Крамник   говорит, что несмотря на то, что Хармон — выдуманный персонаж, у нее точно просматриваются, как минимум, два реальных гениальных прототипа: выдающаяся венгерская шахматистка Юдит Полгар (Judit Polgar, которая в одно время входила в топ 10 шахматистов в мире) и немного сумасшедший, но от этого не менее гениальный американский шахматист, одиннадцатый чемпион мира по шахматам, Бобби Фишер.

Наталья Красненкова, директор компании социальных коммуникаций "PR-House", замечает в своем посте в Facebook: "Шахистки Бет Хармон ніколи не існувало в реальному житті. Однак в цьому серіалі вона рве на шматки чоловічій світ, досягаючі своєї мети — чемпіонського титулу в світі шахів. Сирота, що навчилась грати в шахи з охоронцем в підвалі. Залежна від алкоголю та нейролептиків дівчинка, яка попри всі "але", йде до своєї мети. Ой, ну і стилістика 60-х років так зачаровує, аже хочеться налити мартіні чи купити собі таку пишну сукню. Ми проковтнули цей міні-серіал з дітьми, після чого вони витягнули дошку і цілий вечір знову грали в шахи".

Анна Довгопол, координаторка программы "Гендерная демократия" Фонда имени Г. Белля в Украине, в группе "Фемінізм в деталях" в дискуссии о том, является ли фильм феминистичным, отмечает: "Мені фільм виглядає феміністичним, тому що просуває радикальну ідею, що жінки — теж люди. Фільм для масового глядацтва, не про феміністичну боротьбу, але тим і сильний у цьому, що запаковує важливі теми так легко і "не в лоб". Ця історія з її прийомною матір'ю, яка очевидно вийшла заміж, бо треба (ці знамениті 50-ті), страждала від свого чоловіка, і яскраво розкрилася лише з прийомною дочкою. І ще багато таких історій, дуже людських".


Кадр из сериала "Ход королевы"

Лада Антомонова в своем посте в ФБ, пишет, почему этот сериал интересно смотреть не только тем, кто понимает в шахматах, но и тем, кто в них не понимает:  "Нет, это фильм не о целеустремленной, успешной, гениальной женщине. Это фильм о вынужденной целеустремленности, потому что по бокам бездна. Об успехе на фоне слабаков и неудачах на фоне мастеров. Нудноватые, прямо скажем, шахматы, благодаря сюжету и режиссёрской работе, становятся клетчатой площадкой для боевика, триллера и детектива одновременно. Для тех, кто в шахматах не шарит, смотреть даже интереснее — напряжение острее. Кто-то походил, многозначительная пауза, а ты еще не понял, хорошо это или плохо... История подана так правдоподобно, что в паузах невольно гуглишь, была ли такая героиня на самом деле. Нет, не было. Хорошо, что придумали, а то как бы мы без нее?!". 

Левко Стек (Радио Свобода) написал в посте в Facebook о красоте шахматных сражений в сериале: "… завдяки Каспарову, герої серіалу не просто красиво пересувають фігури, а відтворюють круті матчі, які в той чи інший час стали знаковими для спорту. Думаю, ті, хто встиг переглянути серіал, погодяться, що шахи, хоч і є лише фоном для головної героїні, а проте любов, з якою вони там зображені, викликає захват і інтерес навіть у людей далеких від цього виду спорту. Ну, в мене, наприклад, було саме так".


Кадр из сериала "Ход королевы"

А Валерия Пекаря ("Нова Країна") сериал сподвигнул на мысли о стратегии побед и поражений: "У шахах, шашках, ґо, рендзю та інших стратегічних іграх є таке поняття "форсована гра". Це коли одна сторона робить ходи, які щоразу визначають хід іншої сторони, не даючи їй шансу щось змінити, бо вона мусить відповідати чітко визначеними способами, заздалегідь прорахованими стороною, що атакує, — написал он в cвоем посте в FB. — Якщо проти вас застосували форсовану гру, що робити? Зупинитися, видихнути, вгамувати емоції, по можливості зупинити партію і піти шукати спосіб парадоксальним ходом перервати форсовану гру супротивника. Що більше вимушених ходів зробила сторона, яка захищається, то глибше вона в тенетах нападника".

Что рассказали о съемках сериала его авторы?

American Film Institute (AFI) на своем YouTube поделился хайлайтами из семинара Скотта Фрэнка, одного из авторов сериала "Ход королевы", над которым он работал вместе с Алланом Скоттом.


Кадр из сериала "Ход королевы"

"Фрэнк рассказывает про эмоциональную нагрузку, о том, насколько важно, чтобы аудитория всегда чувствовала те эмоции, которые закладываются, потому что в итоге эмоции важнее всего. О том, как все персонажи существуют в серой зоне — они не полностью хорошие или плохие. О том, как он был вдохновлен операторской работой в фильме "Ида" Павла Павликовского, и как это натолкнуло его на использование handheld в финальной сцене", — делится впечатлениями телеграм-канал "Кимкибабадук".

И рекомендует тем, кому интересно, как снимали сериал послушать подкаст Scriptnotes, где Скотт Фрэнк рассказывает о процесс его работы над сериалом: "Очень классная и интересная беседа между старыми друзьями. Они там еще поделились первыми двумя страницами и сценой в подвале, когда Бэт заинтересовывается игрой, в которую играет мистер Шейбел".