История любви на скотобойне: о венгерской драме "Тело и душа"

История любви на скотобойне: о венгерской драме "Тело и душа"
Один из лучших фильмов этого года рассказывает нетипичную историю любви на скотобойне, мастерски соединяя холодный натурализм и волшебную сказку, замечает кинокритик Сергей Васильев
Фестивальный триумфатор

Мировая премьера ленты Ильдико Эньеди "Тело и душа" состоялась этой зимой в главном конкурсе Международного кинофестиваля в Берлине. Фильм, показанный в самом дебюте смотра, в итоге, стал его триумфатором: лента получила главный приз — "Золотого медведя", а также награды Международной федерации кинопрессы FIPRESCI и Экуменического жури. Как водится, была представлена картина и на других фестивалях — в частности, "Тело и душу" признали лучшим фильмом МКФ в Сиднее.

Учитывая эти достижения, Венгрия выдвинула ленту в качестве национального кандидата на премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, "Тело и душа" претендует на четыре премии Европейской киноакадемии — за лучший европейский фильм года, режиссуру и сценарий Ильдико Эньеди, а также — исполнение главной женской роли (номинирована точная, выверенная до малейших деталей актерская работа Александры Борбели).

Жизнь во сне

Накануне украинского проката фильм получил еще один важный приз — главную награду Международного кинофестиваля Camerimage в Быдгоще (Польша), который посвящен кинооператорскому искусству. Работа оператора-постановщика "Тела и души" Мате Хербаи действительно заслуживает высших похвал — именно визуальные образы сплетают воедино мотивы сна (души) и реальности (тела), немногословно представленные в ленте.

Она открывается сценами, принадлежащими миру сновидений, — прекрасными кадрами зимнего заснеженного леса, в котором живет пара оленей. Историю их развивающихся взаимоотношений Ильдико Эньеди мастерски рассказывает с помощью выверенных образов природы — содержательным и достаточно эмоциональным пунктиром, который проходит через всю двухчасовую картину.

Этот сон еженощно видят главные герои — один на двоих, хотя и не догадываются о том, что сновидение их объединяет. Мужчине снится, что он олень, женщина видит себя оленихой. В реальной жизни они регулярно пересекаются, работая на скотобойне. Сцены жуткой механики убийства животных максимально контрастируют с идиллическими образами природы: они раскалены летним зноем, наполнены производственным насилием и неделикатными людьми, с которыми приходится профессионально общаться.

Нетипичные романтики

Достаточно мрачную повседневную реальность в "Теле и душе" представляют с помощью сдержанного документального наблюдения, которое, благодаря чуткому взгляду авторов фильма, позволяет акцентировать на значимых повествовательных деталях и выпукло презентовать душевный строй героев, для которых романтические отношения совершенно нехарактерны.

Общий сон каждую ночь видят финансовый директор скотобойни (Геза Морчаньи) и санитарный инспектор, контролирующий качество продукции (Александра Борбели). Частично парализованный герой устало и разочаровано смотрит на свою жизнь и не особо хочет кого-то впускать в нее. Героиня имеет существенные проблемы в общении, широко демонстрируя симптомы расстройств аутистического спектра.

Оглушенные фантастическим открытием, они пытаются наладить отношения теперь еще и в состоянии бодрствования, очень тяжело и не всегда успешно преодолевая себя.

Детективная житейская история

Это преодоление является внутренним, небыстрым и во многом недемонстративным: колоссальный масштаб жизненных усилий героев приходится оценивать по тем небольшим деталям их поведения, которые акцентирует режиссер. Ильдико Эньеди мастерски обращает на них внимание, показывая, как сложно вырываться из проторенной колеи, даже когда она ведет в личную пропасть.

Деликатный интерес к внутренним изменениям автор "Тела и души" дополняет внешней — практически детективной — интригой. На скотобойне происходит кража ветеринарного препарата, к расследованию которой кроме полицейских (они получают коррупционную порцию мяса в целлофановом кульке) привлекают психолога, чтобы провести беседы со всеми сотрудниками и работниками предприятия.

Персонажи второго плана, на которых этот сюжетный поворот к радости зрителей обращает внимание, дополняют ленту привлекательными элементами достоверной "житейской комедии", смешной, грустной и колоритной одновременно.

Поскольку героиня — в силу своей душевной конституции — предпочитает избегать общения, в мудрое взаимодействие с кадрами скотобойни вступает, прежде всего, герой. К примеру, ритуально беседует с новыми, принимаемыми на работу сотрудниками. Задача таких бесед — морально подготовить их к непростой деятельности и убедиться, что они смогут выполнять свои обязанности.

Шок натурализма и сказки

Зрителям к просмотру "Тела и души", учитывая этот аспект картины, тоже стоит подготовиться. Наряду с прекрасными образами природы, сопровождающими фантастическую историю любви, в ней достаточно и некомфортно-ужасных моментов. Они связаны с фиксацией производственного цикла скотобойни (в титрах указано, что авторы ради съемок животных не умерщвляли, но документировали реальные ситуации) и пульсирующей кровью сценой членовредительства.

Заданная амплитуда — от шокового натурализма к волшебной сказке и назад — рождает среднее арифметическое ощущение реальности происходящего, жизненной правды. Его прекрасно транслируют глубоко чувствующие исполнители главных ролей. Под чутким руководством Ильдико Эньеди они показывают, как тяжелая молчаливая работа над собой позволяет обрести счастье любви, приблизив маловероятный, но от этого еще более желанный исход.