Юмор с кровью: о фильме-комиксе "Дэдпул 2"

Юмор с кровью: о фильме-комиксе "Дэдпул 2"
С 17 мая в украинском прокате идет фильм-комикс Дэвида Лейтча "Дэдпул 2", в котором задорно убивают, весело страдают и смеются над собой — с таким послевкусием вышел после показа ленты кинокритик Сергей Васильев

Жестоко и смешно

Самобытная тональность картины, в которой зрелищную демонстрацию жестокости сопровождает максимально беспечный ироничный комментарий, нередко обращенный непосредственно к зрителям, в полной мере проявляет себя уже в дебюте. Он состоит из коллекции задорных сцен, в которых Дэдпул (Райан Рейнольдс), ни на секунду не замолкая, в разных частях мира уничтожает десятки злодеев.

А дополняет эти бессмысленные, кровавые, сложные в постановке трюки, украшающие экран многочисленными живописно отрубленными конечностями, личная драма героя, которая, опять же, практически с первых кадров, ставит его — такого веселого и острого на язык — на грань самоубийства.

Без "стены" экрана

Подобный старт, резво подменяющий кровавую комедию слезливой мелодрамой (а по меркам фильма-комикса — практически трагедией), должен шокировать. На это авторы картины недвусмысленно намекают в стартовых титрах, вместо своих имен (режиссера, сценаристов, продюсеров) указывая потенциальны реплики зрителей, которые должны звучать в зале после резкой смены интонации картины.

Эту взаимосвязь со зрителями Дэдпул холит и лелеет, неоднократно подчеркивая отсутствие "стены" экрана между ними. Солидаризуясь с реакциями зала (а, по сути, тонко манипулируя ими), он критикует сюжетные решения сценаристов своей картины. В частности, неоднократно называет их ленивыми.

Искупление и возрождение

В определенной степени, так оно и есть. Каркас истории, действительно, не отличается оригинальностью. Дэдпул опускается на дно страдания (его авторы представляют, как "дословное" погружение под воду, на то самое дно), чтобы возродиться, отыскав причины жить. Не является оригинальным и мотив, побуждающий к действиям, — защитить ребенка от смертельной угрозы.

Особенность фантастического персонажа, впрочем, вносит коррективы в неновый сюжет. Убить Дэдпула практически невозможно — живительные силы организма мутанта позволяют ему в короткие сроки восстанавливаться от любых травм (несколько сцен наводят максимальную "резкость" на эту его способность). Да и ребенок, которого герой пытается спасти, — совсем не сахар, зовется "Огненный кулак" и хочет сжигать людей.

Новые и старые герои

Преследует "Огненного кулака" человек из будущего — с крепкой металлической рукой, жестким решительным взглядом и драматичной историей. Актер Джош Бролин весьма убедительно транслирует трагическое переживание монументального злодея, которое созвучно эмоциям Дэдпула и в то же время выгодно оттеняет их отсутствием иронии.

Противостоять потенциальному детоубийце берутся персонажи, которые принимали участие в первом фильме, а также — новые герои с удивительными способностями (и не менее удивительным отсутствием любых талантов), которых Дэдпул собирает в свою "тимуровскую" команду. Правда, их появление на экране лишь изредка открывает путь героике комикса, чаще предлагая эксцессы черной комедии — шокирующей и смешной. (В одном из наиболее ярких эпизодов на миг даже появляется Брэд Питт — моргнешь и пропустишь).

Едкое кино про комикс-кино

Черная, цвета запекшейся крови, комедия получается у авторов "Дэдпула" лучше всего, поскольку они выстраивают ее, отталкиваясь от штампов современного голливудского комикс-кино и, в определенной степени, высмеивая их. О фильмах-комиксах упоминают тут неоднократно. Причем, как о комиксах Marvel, к миру которых принадлежит картина, так и о конкурентах — комиксах DC.

Дэдпул много говорит о Людях Икс, подтрунивая над "взрослым" рейтингом и кассой прошлогоднего хита "Логан", но не забывает и о "Мстителях": называет персонажа Джоша Бролина Таносом (именно его играет актер в "Войне бесконечности", которая сейчас с успехом идет на экранах). А еще — с пафосом нарекает себя Бэтменом и острыми репликами колет конкурентов из DC, указывая (весьма справедливо) на депрессивный характер их картин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Убийства в Сети: о фантастическом детективе "Аноним"

Критика и самокритика

Кинематографические аллюзии этим не ограничиваются. Дэдпул намекает на схожесть картины и "Терминатора", иронично разыгрывает каноническую для американской массовой культуры сцену с магнитофоном из романтической комедии "Скажи что-нибудь" и даже упоминает по-настоящему ужасные (в прямом и переносном смысле) ленты вроде "Человеческой многоножки".

Критикуя собственный фильм, вскрывая его связи-зависимости и одновременно приводя примеры действительно плохого кино, на фоне которого "Дэдпул 2" предстает эталоном вкуса, авторы отчасти нейтрализуют стороннюю критику картины. Эту их манипуляцию охотно принимаешь, поскольку она пропитана самоиронией: в последней сцене, уже во время титров, Райан Рейнольдс расправляется даже с собой и своим, не всегда достойным, кинематографическим прошлым.

Норма и патология

И все же, лента оставляет двойственное ощущение. Искрометно-издевательский юмор, постоянное сравнение экранных событий с кино, фактическое бессмертие главного героя, восстанавливающегося после любых увечий, превращают ее в отвлеченное развлечение, мало связанное с реальностью. Картина во многом оказывается лишенной моральных тормозов — зрелищным шоу ужасов, в котором кровь — не кровь, а клюква.

В подобном подходе тоже можно попытаться найти зерно жизненной мудрости. Герой, весело перенося боль и страдание, борется с внутренними монстрами и, спотыкаясь, идет более-менее праведным путем — осознавая свой деструктивный потенциал, хоть как-то ограничивая его и пытаясь научить тому же жестокого ребенка, которого пытается спасти. Если, конечно, такие ограничения не идут во вред рисковой комедии. Для "Дэдпула 2" важнее все же патология, а не норма.

Достойная украинизация

Рот у Дэдпула не закрывается ни на минуту, а лицо чаще всего полностью скрыто маской, не выпускающей наружу никаких эмоций. Так что первостепенную роль в успехе картины в Украине играет ее дубляж. Перевод ленты осуществил Олег Колесников, наполнивший некоторые шутки-прибаутки украинским колоритом. С его легкой руки Дэдпул, которого полнокровно озвучивает Дмитрий Гаврилов, упоминает об одесских проститутках, детей называет Коля и Оля и вспоминает о телешоу "Битва экстрасенсов". Использован в переводе и потенциал разговора по-украински с ярко выраженным русским акцентом.

Впрочем, каким бы талантливым ни был перевод, он никогда не заменит оригинальных интонаций. К счастью, отдельные кинотеатры будут демонстрировать двухчасовой фильм на английском языке, что позволит зрителям в полной мере ощутить удивительную и не всегда передаваемую многосложность оскорбительных выражений нетипичного героя.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram