Kraft Foods: лидер как пример для подражания

Быть лидером нелегко. Когда конкуренты выступают в роли догоняющих, мотивировать персонал — задача повышенной сложности. Но Kraft Foods удается уже не первый год быть №1 в секторе FMCG, а ее подходы к управлению персонала копируют многие

"В зависимости от категории продукции в большинстве случаев мы являемся игроком №1 и в отдельном случае №2 на рынке, и это определяет нашу стратегию. В Украине мы как лидеры должны соответственно организовывать свою стратегию по набору и развитию персонала. После покупки в 2010 году одного из наших конкурентов — компании Cadbury — главной задачей стало вывести бренд Dirol на лидирующие позиции. Следовательно, именно в этом направлении мы будем вести агрессивную политику, в том числе и кадровую", — отмечает Оксана Семенюк, директор отдела человеческих ресурсов Kraft Foods, Украина и новые рынки Восточной Европы и Центральной Азии.

После покупки Cadbury, а также бисквитного бизнеса компании Danone, в Kraft Foods приняли новую бизнес- и HR-стратегию, рассчитанную на три года. Она предполагает как интеграцию новых бизнесов в структуру Kraft Foods, так и пересмотр портфеля и стратегии развития брендов.

Именно этой стратегией продиктована политика компании относительно привлечения стажеров. "На разных этапах развития компании мы или очень активно набирали студентов на стажировки, или замораживали эти программы. Это зависело и от текучки кадров (у нас она составляет не больше 2-3% в год по собственному желанию), и от динамики развития нашего бизнеса. Именно поэтому наши стажерские программы не носят массового характера, они точечные и четко завязаны на бизнес-цели. Благодаря исследованию мы точно определяем, какие специалисты у нас в дефиците. Например, когда мы поняли, что на рынке нет специалистов по маркетингу с необходимой подготовкой и компетенциями, мы приняли решение запустить стажерскую программу "Мы ищем звезд". В результате компания получила специалистов с необходимой квалификацией, которые сделали успешную карьеру в компании. Так, одна из участниц этой программы (в 2003 году) сейчас работает в офисе Kraft Foods в Сингапуре", — рассказывает Оксана Семенюк. Аналогичная программа есть в отделе закупок, а студенты Сумского национального университета могут пройти стажировку на фабрике Kraft Foods — Тростянецкой кондитерской фабрике.

Для отбора стажеров в компании формируется специальная проектная группа, куда входят как представители отдела HR, так и профильные специалисты департаментов, в которые проходит набор стажеров. Конкурс проводится в несколько этапов. После традиционного вступительного интервью кандидатам предлагается подготовить бизнес-кейсы, которые они затем должны презентовать. Во время презентации выявляются лидерские качества кандидатов. Кроме того, часто им задают неожиданные вопросы, к ответам на которые они не могли заранее подготовиться. Чаще всего это задачи на смекалку и уровень интеллекта. "При отборе кандидатов на участие в стажерских программах мы в первую очередь смотрим на интеллектуальный уровень и те знания, которые кандидат получил во время учебы в вузе. При этом даже если у человека недостаточно развиты некоторые навыки, но у него есть соответствующие задатки и способности, а главное, желание учиться, мы его возьмем стажером. Мы ищем людей проактивных, целостных, понимающих, чего они хотят от жизни, и видящих свое развитие в компании. Важно уметь проводить презентации и дискутировать, отстаивать свою точку зрения, собственное мнение, так как даже от стажеров мы ожидаем принятия самостоятельных решений. Знание английского языка обязательно. Дополнительным плюсом является знание других языков, особенно немецкого, так как наша европейская штаб-квартира находится в Вене", — говорит HR-директор Kraft Foods.

Поскольку более 90% стажеров затем трудоустраиваются в компании, в Kraft Foods им предлагают множество программ обучения. "С первых дней стажировки они становятся полноценными сотрудниками нашей компании и подключаются ко всем тренингам, которые мы проводим для коллектива. В первую очередь это тренинги по soft skills, так как, к сожалению, эти базовые знания наши университеты студентам не дают, они абсолютно не умеют правильно коммуницировать и взаимодействовать. Здесь нужно отметить, что тренинги — это только небольшая часть процесса обучения, ведь согласно исследованиям, их влияние на развитие составляет не более 10%. Поэтому мы используем разнообразные инструменты, среди которых коучинг, международная практика, обучение на рабочем месте, работа в проекте, смена должности. У нас есть специальная шкала, согласно которой для каждого сотрудника составляется индивидуальный план развития. И он в значительной степени зависит от стиля обучения конкретного человека — развивается ли он лучше во время практики или же он теоретик. В среднем каждый сотрудник проходит 2-3 нефункциональных (sofr skills) тренинга в год", — поясняет Оксана Семенюк.

Оксана Семенюк, директор отдела человеческих ресурсов Kraft Foods, Украина и новые рынки Восточной Европы и Центральной Азии

Kraft Foods активно использует преимущества статуса международной компании в обучении и развитии персонала за рубежом. Так, наличие корпоративных Академий маркетинга, сбыта, закупок и финансов дает возможность сотрудникам получать практические, живые и высококачественные знания мирового уровня. Кроме того, глобальные программы развития лидерства для разных уровней руководителей (от менеджера группы до вице-президента) нацелены на развитие глубокого понимания бизнеса и навыков управления людьми, ну и, конечно, на знакомство и обмен опытом с коллегами из разных стран мира.

Наиболее активные и успешные сотрудники становятся участниками программы подготовки последователей (специалисты или менеджеры, которые в будущем смогут занять руководящие позиции в компании). Для каждого из них разрабатывается детальный план развития с учетом всех необходимых ему или ей в будущем навыков и знаний. Ярким примером успеха такой программы является Тарас Лукачук — вице-президент украинского офиса компании. Тарас пришел в компанию в 1995 году на позицию ассистента, вырос до директора отдела сбыта, с 2008 года отвечал за развитие бизнеса в странах Восточной Европы и Центральной Азии, а в 2011 году перенял пост руководителя компании у Юрия Логуша.

Такой тщательный подход к развитию персонала себя полностью оправдывает. Уже более пяти лет украинский офис Kraft Foods имеет в корпорации репутацию подразделения, которое успешно готовит кадры для всей глобальной компании. "Начиная с 2000 года, довольно много управленческих кадров среднего и высшего уровня из Украины перешли на работу в другие офисы и в штаб-квартиру Kraft Foods. И я больше не знаю международных компаний, где украинцы занимают руководящие должности в штаб-квартире. Ежегодно работать в другие страны присутствия Кraft Foods едут 2-3сотрудника украинского офиса", — подчеркивает HR-директор Kraft Foods.

Для тех сотрудников, кому интересен международный опыт, но кто по каким-то причинам не хочет покидать Украину, действует специальная программа частичной мобильности. Ее участники территориально работают в украинском офисе, но при этом трудятся на бизнес Kraft Foods в других странах и, соответственно, много путешествуют.

Настоящей гордостью компании является специально разработанная программа Kraft Flex. "Мы верим в то, что для полноценной и продуктивной трудовой деятельности у сотрудника должен быть баланс между работой, здоровьем и личной жизнью. Поэтому программа Kraft Flex формирует стиль жизни наших сотрудников. Она состоит из четырех блоков: "Твой стиль жизни", "Твоя здоровая жизнь", "Твое рабочее пространство", "Мы заботимся". В частности в рамках программы для сотрудников на территории офиса открыты терраса и кафетерий, где они имеют возможность качественно питаться. Мы стараемся организовывать обеды с учетом вкусов людей — например, можно заказывать постные блюда, придерживаться диеты. Кроме того, мы отслеживаем уровень удовлетворенности сотрудников качеством еды. У нас проводится просвещенческая работа, организовываются консультации врачей для сотрудников. Время от времени осуществляется рассылка о самых последних мировых тенденциях правильного питания, советов специалистов мирового уровня по поводу здоровья", — добавляет Оксана Семенюк.

Кроме того, у сотрудников есть возможность выбрать индивидуальный график работы, а также работать вне офиса. Для экономии времени и усилий сотрудников создана программа курьерской помощи, которая дает возможность поручить водителю мелкие задания — оплатить счета, доставить подарок и т.п. Корпоративный партнер — туристическое агентство — поможет организовать личную поездку, выкупить билеты, забронировать отель.

Поскольку работающие мамы и папы составляют неотъемлемую часть сотрудников, компания подставляет плечо практически с момента появления нового члена семьи — оплачивает такси кормящим мамам, дарит вкусные подарки на праздники и даже построила Домик Барни — уголок, в котором детсадовцы играют, а школьники делают уроки в ожидании родителей.

"Наша стратегия — предлагать сотрудникам то, чего еще нет на рынке. Так, когда в нашем офисе появился массажный кабинет, эту идею у нас позаимствовали сразу несколько других компаний. Как лидеры рынка мы должны всегда быть впереди, быть тренд сеттерами. И такое внимание к нам со стороны конкурентов даже льстит", — резюмирует Оксана Семенюк.