- Категория
- Life
- Дата публикации
Кто получит "Золотую Дзигу"? — прогноз накануне церемонии
Лучший фильм
Номинантами на звание лучшего фильма 2017 года стали комедия "DZIDZIO Контрабас" Олега Борщевского, трагикомедия "Припутни" Аркадия Непиталюка, мелодрама "Стремглав" Марины Степанской, военная драма "Киборги" Ахтема Сеитаблаева и драма "Уровень черного" Валентина Васяновича.
У каждого из номинированных фильмов есть свои плюсы.
"DZIDZIO Контрабас" может похвалиться исполнителем титульной роли Михаилом Хомой, который существует на экране необыкновенно естественно и очень располагает к себе, вопреки нежизненному, словно выточенному по лекалам КВН, абсурду предлагаемых сюжетом обстоятельств. Однако, сам фильм выполнен телевизионно-неряшливо, что не позволяет серьезно говорить о нем, как о лучшей картине года.
"Припутни" неожиданны соединением бытового комического и трагического начал. Комедию рождает украинское слово, в котором мало "цензурного" и литературного языка, но много жизни. Трагическое произрастает на почве той же распахнутой, непричесанной реальности, которая сталкивает колоритных героев друг с другом и больно (в буквально-кровавом смысле) бьет их по голове. Картина "опрокидывает" жанровые ожидания, резко меняя веселье болезненной драмой, а потом и совсем уж обескураживающей "сказкой". Это и плюс, и минус ленты, поскольку добавляет к просмотру легкую ноту неудовлетворенности.
"Стремглав" рассказывает простую и стремительную историю внезапно начавшейся и завершившейся любви, которая развивается в пульсирующих декорациях Киева. По-европейски нюансированная, тонкая картина тщательно создает атмосферу, в которой важны полутона, полунамеки, мимолетные взгляды. И выводит на первый план молодых людей, которые способны общаться молчанием, а не громкими словами. Тихий характер ленты, будто ставшей где-то сбоку, чтобы никому не мешать, уникален для нашего кинематографа. Но он, к сожалению, — не самый хороший союзник в "премиальных" гонках.
"Киборги" успешно соединяют общественно-политическую актуальность темы, профессионализм ее воплощения и сознательную художественную сдержанность, которая позволяет рассказывать историю защитников Донецкого аэропорта, важную здесь и сейчас, оставаясь верными правде и не скатываясь в картонную пропаганду. Масштабный, по украинским меркам, материально достоверный и максимально искренний фильм не лишен определенных недостатков (к примеру, размашистую историю с большим трудом удается уместить в сто минут), но отмечен высоким положительным вниманием зрителей. Это один из главных претендентов на награду.
Другим претендентом является "Уровень черного" — сдержанная документальная драма жизненного кризиса, который проживает герой накануне своего юбилея, теряя то, что ему дорого, но, все же, обретая силы продолжать жить. Эта история рассказана без слов и острых внешних эффектов, с несколько монотонной точностью — представленных ситуаций, снятых длинными планами, психологических реакций. При этом она выполнена с большим художественным вкусом, наполнена красотой. По моему мнению, "Уровень черного" — не просто лучший фильм минувшего года, но и одна из лучших картин украинской независимости.
- Мой выбор — "Уровень черного".
По итогам опроса Бюро украинской киножурналистики (БУК) кинокритики и киножурналисты тоже называют "Уровень черного" лучшим фильмом года.
Лучший документальный фильм
Правление Украинской киноакадемии отобрало в номинацию четыре документальных фильма — "Дом "Слово"" Тараса Томенко, "Дикси Лэнд" Романа Бондарчука, "Дельта" Александра Течинского и "Манящий, сладкий, без границ, или Песни и танцы о смерти" Татьяны Ходаковской и Александра Стеколенко.
При этом "Дельта" и "…Песни и танцы о смерти" были допущены к рассмотрению благодаря неоднозначной норме регламента, позволяющей представлять на премию фильмы, которые еще не были показаны в Украине — если в 2017 году их премьера состоялась на фестивалях за ее пределами.
Подача на награду работ, которых еще не было на украинских киноэкранах, свидетельствует о самоуверенном нетерпении авторов: они вполне могли бы подождать, представив их на премию в следующем году, после полноценных отечественных показов. Но главное — не идет на пользу восприятию обоих лент, созданных с большим вниманием именно к визуальному пространству. Оно сокращается до диагонали экрана компьютера, снижая тем самым и художественное влияние фильмов.
"Дикси Лэнд" минувшим летом достаточно неожиданно праздновал успех на Одесском кинофестивале. Рассказывая историю о приморском детском джазовом коллективе из Дома культуры, лента достаточно лениво эксплуатирует зажигательную музыку и детскую непосредственность, создавая привлекательную атмосферу радостного энтузиазма. Но нанизывать отдельные колоритные эпизоды на шампур смысла и размещать их в координатах меняющейся украинской реальности авторы необходимым не считают, что превращает картину, скорее, в упущенную возможность, чем в удачу.
"Дом "Слово"" посвящен творческому поколению Расстрелянного Возрождения, которое рассматривают под углом зрения их быта и личных взаимоотношений. Тарас Томенко снимает со своих героев и позолоту классики, и терновый венец мучеников сталинского террора, представляя их в первую очередь людьми и, тем самым, придавая дополнительной боли их трагедии и выразительности их талантам. Картина оставляет ощущение тщательной продуманности, пусть и не всегда оказывается способной увязать множество деталей в непротиворечивое целое (учитывая ворох материала это, впрочем, и не всегда возможно). Располагает к ленте и честное отношение авторов к зрителям — фильм вышел во всеукраинский кинопрокат.
- Мой выбор — "Дом "Слово"".
"Дикси Лэнд", "Дом "Слово"" и "Дельта" имеют, по результатам опроса БУК, примерно равные шансы на первенство в номинации "Лучший документальный фильм".
Лучший короткометражный фильм
В этой категории представлены работы "Сирень" Катерины Горностай, "Выпуск 97" Павла Острикова и "Технический перерыв" Филиппа Сотниченко, которые рождают обоснованную надежду на очень хорошие творческие перспективы молодого украинского кино.
Из трех номинантов меня больше всего привлекает "Сирень", в которой тепло и живо выхваченные из повседневности девичьи разговоры оттеняют своим щебетом тему смертельной болезни. Катерина Горностай представляет болезнь буднично, без надрыва, так, как она зачастую приходит в жизнь. При этом в утопленной в действительность картине автор находит место сну, красоте, поэзии.
Поэзия и красота отсутствуют в получасовом "Техническом перерыве", снятом в документальной манере и без "технических перерывов" — одним непрекращающимся сложно организованным планом. То, что показанные на экране события из жизни кассирши, которая подворовывает в магазине, происходят в реальном времени и без монтажных разрывов, подчеркивают специально. Тем самым формальный прием влияет на восприятие мрачной истории: на первый план выходит сконструированная художественность событий, а не их реализм.
"Выпуск 97" сейчас можно посмотреть в кинотеатрах в рамках показов альманаха "Украинская новая волна". Фильм представляет теплый и очень человечный взгляд на узнаваемые житейские ситуации. Рассказывая о телемастере, который пытается сохранить вновь обретенную школьную любовь, Павел Остриков подчеркивает курьезный характер действий героя, выбивая искры непошлой и нестрашной — по-настоящему свежей — комедии.
- Мой выбор — "Сирень".
По итогам опроса БУК, "Выпуск 97" и "Технический перерыв" имеют примерно равные шансы, но преимущество — у работы Павла Острикова. Предполагаю, что его ленту — светлую и оптимистичную — предпочтут и члены Украинской киноакадемии.
Лучший анимационный фильм
Это наименее публичная номинация — с показами анимационного кино в Украине туго. И немного несправедливая, поскольку соревноваться между собой должны картины разной длительности — 8-минутный "Лабиринт" Александра Колодия и Степана Коваля, 12-минутные "Хроники одного города" классика Евгения Сивоконя, созданные по мотивам Михаила Салтыкова-Щедрина, и 22-минутная "Причинна" Андрея Щербака.
"Причинна" — экранизация одноименной баллады Тараса Шевченко и режиссерский дебют художника Андрея Щербака — является не просто самой длинной, но и наиболее масштабной и впечатляющей из работ "короткого списка". В ней выразительные живопись и музыка Татьяны Шамшетдиновой гармонично поддерживают друг друга, рассказывая эмоциональную историю любви, утраты и сумасшествия. Поэтический слог поддерживает ее лишь однажды, становясь своеобразным контрапунктом, благодаря которому еще более выпукло предстает удивительная изобразительная культура картины.
- Мой выбор — "Причинна".
По итогам опроса БУК, лучшим анимационным фильмом года оказалась лента, которая в короткий список "Золотой Дзиги" не попала — "Элювиум — Регенеративное существо" Стаса Сантимова (его можно сейчас увидеть в прокате, в альманахе "Украинская новая волна"). "Причинна" в голосовании кинокритиков и киножурналистов была второй.
Лучший режиссер постановщик
Номинанты: Валентин Васянович ("Уровень черного"), Сергей Лозница ("Кроткая"), Аркадий Непиталюк ("Припутни").
Режиссер как автор фильма максимально полно воплощает себя в "Уровне черного" — на практически недоступном в условиях современного кинопроизводства, ориентированного на коллективное начало, уровне. Картина — самобытное индивидуальное, проницательное, звучное художественное высказывание, в котором звучит авторский голос, хотя в кадре герои молчат.
- Мой выбор — Валентин Васянович.
Пожалуй, схожий аргумент про полноту авторского влияния на все аспекты ленты можно применить и в отношении Сергея Лозницы, который тоже конструировал "Кроткую" документально-художественным путем, достигнув цели благодаря постоянному "преумножению" человеческого второго и третьего плана, что требует недюжинного постановочного мастерства. Победу в номинации вполне могут присудить и ему.
Лучший сценарист
Номинанты: Валентин Васянович ("Уровень черного"), Сергей Лозница ("Кроткая"), Наталья Ворожбит ("Киборги"), Аркадий Непиталюк и Роман Горбик ("Припутни").
Лучший сценарий с точки зрения структуры, внутренней логики развития истории и героя, итоговой завершенности картины, предлагает Валентин Васянович. Однако в "Уровне черного" совсем нет слов (все же диалоги — важная составляющая сценарного творчества).
Работу Натальи Ворожбит в "Киборгах" во многом подменили монтажом. Если бы "Золотую Дзигу" вручали за лучший монтаж, ее должен был получить Андрей Дончик, который оставил за бортом больше материала, чем в итоге вошло в картину. Так что сценарий Натальи Ворожбит представлен в усеченном варианте.
Сергей Лозница, размеренно проводя свою "кроткую" героиню кругами российского ада, предлагает избыточное повторение одного и того же приема (все же история движется по кругу), утопая в словах, которые точно иллюстрируют русский мир, но далеки от реальности Украины (в том числе — языковой).
- Мой выбор — работа Аркадия Непиталюка и Романа Горбика.
Недостатки сюжета, на скорую руку слепленного из лоскутов историй, не связанных друг с другом персонажей, "Припутни" компенсируют живой языковой средой, в которую бесстрашно погружают и персонажей, и зрителей.
Лучший актер в главной роли
Номинанты: Вячеслав Довженко ("Киборги"), Михаил Хома ("DZIDZIO Контрабас"), Дмитрий Хомяк ("Припутни").
- Мой выбор – Вячеслав Довженко.
В "Киборгах" он максимально приблизился к выполнению той задачи, о которой много лет говорит режиссер Михаил Ильенко — созданию убедительного образа героя в украинском кино. Причем достиг этого максимально непарадными средствами, не просто сознательно сдерживая пафос, но мастерски избегая его.
Награду может получить и Михаил Хома — уникальный в своей естественности, тонко чувствующий комедию. Благодаря его убедительному существованию на экране о "DZIDZIO Контрабасе" можно говорить, как о полноценном, пусть и со многими недостатками, художественном кино, а не удивительном недоразумении.
А вообще, в эту номинацию вполне могли бы попасть и Константин Мохнач — исполнитель главной роли в "Уровне черного", который бесстрашно художественно воплотил на экране свою жизнь, и Андрей Селецкий, в главной роли в "Стремглав" вглядывающийся в мир распахнутыми глазами.
Лучшая актриса в главной роли
Номинанты: Даша Плахтий ("Стремглав"), Елена Узлюк ("Припутни"), Лилия Яценко ("Чужая молитва").
- Мой выбор — Даша Плахтий.
Своей ролью она рождает эффект удивительного, сияющего изнутри человеческого присутствия, одинаково комфортно передавая образ героини и в молчании, и в словах. Эта тонкая трансляция чувств, которая ни разу не дает фальшивой ноты, оправдывает определенные "натяжки" истории и эмоционально стягивает фильм воедино.
Лучшая актриса второго плана
Номинанты: Римма Зюбина ("Межа"), Нина Набока ("Припутни"), Лариса Руснак ("Стремглав").
С женскими ролями второго плана беда — в том смысле, что высокопрофессиональные актерские работы слишком мимолетны по количеству выделенного для них экранного времени и по удельному весу, который они играют в сюжетах картин.
- Мой выбор — Нина Набока.
Ее роль сельского "матриарха" в "Припутнях" наиболее основательная, позволяющая не просто намекнуть, но раскрыться.
Хотя приз вполне может достаться и Римме Зюбиной — за страдающее путешествие по "Меже", как жены одного из героев и сестры другого.
Меньше всего шансов у Ларисы Руснак, слишком эпизодической в своем убедительном "материнском" появлении на экране.
Лучший актер второго плана
Номинанты: Виктор Жданов ("Киборги"), Олег Мосийчук ("Стремглав"), Яков Ткаченко ("Припутни").
- Мой выбор – Олег Мосийчук.
Его актерская работа в "Стремглав" — будто отдельная вселенная. Минимальными деталями он позволяет увидеть внутренний мир, характер, историю своего уникального героя, демонстративно ни разу не раскрывая его.
Впрочем, очень может быть, что предпочтение отдадут Виктору Жданову. Оба сыграли роли дедов. И даже визуально похожи. Но образ, создаваемый Виктором Ждановым, более бытовой, отмеченный живительными усмешками народной мудрости, что очень располагает к нему.
Лучший оператор-постановщик
Номинанты: Валентин Васянович ("Уровень черного"), Юрий Король ("Киборги"), Александр Рощин ("Припутни").
- Мой выбор – Валентин Васянович.
"Уровень черного" был снят им на фотоаппарат, с использованием минимальных дополнительных средств освещения. Эти драконовские технологические ограничения незаметны на большом экране. Наоборот, благодаря такому аскетическому подходу фильм приобретает удивительную визуальную глубину, которая адекватна истории. Валентин Васянович демонстрирует высший профессионализм.
Стоит отметить, что поскольку по регламенту премии "выдвигать" могли лишь граждан Украины, в номинацию не попала отличная работа Себастьяна Талера, австрийского оператора-постановщика ленты "Стремглав".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие украинские фильмы будут бороться за премию "Золотая Дзига" и где их можно посмотреть
Лучший художник-постановщик
Номинанты: Евгения Лисецкая ("Припутни"), Владислав Одуденко ("Уровень черного"), Шевкет Сейдаметов ("Киборги").
Лучший художник по гриму
Номинанты: Татьяна Герлак ("Припутни"), Елена Ходос ("Стермглав"), Лилиана Хома ("Киборги").
Лучший художник по костюмам
Номинанты: Марина Коломиец ("Припутни"), Надежда Кудрявцева ("Киборги"), Светлана Симонович ("Червоный").
Мой выбор — художник-постановщик Шевкет Сейдаметов, художник по гриму Лилиана Хома, художник по костюмам Надежда Кудрявцева за работу над "Киборгами".
Я склонен объединить эти номинации, говоря о "материальности" представленных на премию картин. Изобразительное решение, выбранное для "Киборгов" оператором-постановщиком Юрием Королем, у меня вызвало дискомфорт, поскольку своей красотой диссонировало с образом Донецкого аэропорта, зафиксированным в документальном кино. Однако, сам разбитый войной аэропорт, представленный на экране, основное место действия картины, обживаемое героями, воспринимался, как нечто, само собой разумеющееся. Это значит, что художественно-постановочная группа нашла действенный способ, чтобы уравновесить необходимую для кино художественность и зрительскую "визуальную память".
Лучший композитор
Номинанты: Антон Байбаков ("Дикси Лэнд"), Алла Загайкевич ("Дом "Слово""), Никита Моисеев ("Стремглав").
Лучший звукорежиссер
Номинанты: Антон Бржестовский ("Киборги"), Сергей Степанский ("Стремглав"), Сергей Степанский ("Уровень черного").
- Мой выбор — композитор Никита Моисеев и звукорежиссер Сергей Степанский за работу над звуковым пространством фильма "Стремглав", в котором музыка и шумы естественно дополняют друг друга, превращаясь в одно эмоциональное целое, столь важное для фильма.
Кто победит в этих номинациях, спрогнозировать непросто. "Золотая Дзига" лучшему композитору вполне может достаться Алле Загайкевич. В прошлом году она уже получила эту премию за работу над документальным фильмом "Живой костер". Приз за звукорежиссуру обоснованно могут вручить Антону Бржестовскому — работа над военной драмой предполагает пристальное внимание к звуковому ландшафту картины.
Скажу лишь, что номинация Антону Байбакову за музыку к "Дикси Лэнду" выглядит своеобразной издевкой, так как основу ленты составляют отнюдь не его композиции, но зажигательные звуки, которые издает детская джаз-банда.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram