Мелодрама на фоне истории: о французской драме "До свидания там, наверху"

Мелодрама на фоне истории: о французской драме "До свидания там, наверху"
10 мая в украинский прокат вышла драма Альбера Дюпонтеля "До свидания там, наверху", в которой литература превращается в зрелищную иллюстрацию, считает Сергей Васильев

Экранизация Гонкуровского лауреата

Талантливый французский актер, режиссер и сценарист Альбер Дюпонтель экранизирует роман "До свидания там, наверху" Пьера Леметра, который был отмечен Гонкуровской премией — главной наградой для франкоязычной литературы. Делает он это одновременно масштабно, используя иллюстративные возможности кино, и литературно, максимально полно сохраняя потенциал художественного слова.

Главного героя — бухгалтера Альбера (его играет сам Альбер Дюпонтель), прошедшего солдатом Первую мировую войну, — задерживают в Африке. В полицейском участке он рассказывает о своих злоключениях, которые начались в конце войны. Тогда в последнем, бессмысленном бою его жизнь спас талантливый художник Эдуард (Науэль Перес Бискаярт), но сам — был жестоко ранен. Альбер взял на себя заботу о друге, лицо которого оказалось чудовищно изуродованным, а тот — предложил ему лихой способ разбогатеть, провернув художественную аферу.

Громкое слово и убедительное изображение

Закадровый рассказ, который сопровождает показ событий из прошлого, позволяет "выпрямить" стихию жизни, превратив ее в непротиворечивое целое. Отдельные моменты аферы полицейские, проводящие дознание, специально уточняют, а Альбер охотно "разжевывает" — и стражам порядка, и зрителям. Его слова также усиливают образы персонажей, а еще — неоднократно выпукло презентуют их эмоции, независимо от того, нуждаются они в такой категоричной поддержке, или нет. Собственно, чаще всего — не нуждаются.

В такие моменты размашистое словесное дублирование происходящих событий выглядит достаточно ленивым и грубым приемом. Уравновешивает его основательное внимание к материальной культуре эпохи.

Историческая реконструкция, представленная на экране, — достоверна и живописна, соразмерна вескому литературному слову.

Сцены боев, Париж, утопающий в развлечениях и роскоши, быт африканской колонии показаны как с высоты птичьего полета, так и благодаря крупно выхваченным деталям. Картина заслуженно получила французскую премию "Сезар" за лучшие операторскую работу, декорации и костюмы.

О воне, политике, циничном бизнесе, любви, дружбе и творчестве

Также фильм был отмечен премиями "Сезар" за лучшую режиссуру и адаптированный сценарий (над ним Альбер Дюпонтель работал вместе с автором романа). Лента широко смешивает жанры и темы, повествуя о войне и ее болезненных психологических и физических травмах, коррумпированном политическом театре и циничном бизнесе на памяти о падших, непростых семейных взаимоотношениях и любви, дружбе и творчестве — временами, с легкой ироничной улыбкой, но чаще проникновенно, с ярко выраженным слезоточивым чувством.

Жанровым знаменателем картины становится мелодрама. Эдуард оказывается не только талантливым художником, но сыном влиятельного миллионера. Вернуться домой ему не позволяет разлад отношений с отцом. А вот циничному лейтенанту Праделю, который отправил Эдуарда в бой на верную гибель, с семьей жертвы породниться ничто не мешает, как и самовлюбленно коллекционировать гадкие поступки. Актер Лоран Лафитт воплощает образ этого антигероя почти с карикатурной язвительностью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

Отцы, дети и маски

Прямолинейная актерская игра, метящая персонажей единственной краской, открыто выпячивающая их эмоции, является важной чертой картины. Она превращает актеров в носителей своеобразных говорящих масок, "звучащих" в унисон с рассказчиком за кадром. Такая экспрессивность оправдана наличием героя, который выражает себя и свое отношение к миру с помощью маски настоящей — Эдуард прячет за ней изуродованное лицо.

Науэль Перес Бискаярт играет художника пластично, с распахнутыми голубыми глазами. Стоит отметить и актерскую работу Альбера Дюпонтеля, который в роли морщинистого рассказчика истории, пропускает сквозь себя весь спектр эмоций, не позволяя одной единственной определить его. Наиболее же важной для персонажа (да и для картины в целом) оказывается мотив взаимоотношений отцов и детей. Именно он позволяет очень сентиментально и вместе с тем психологически убедительно завершить картину.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram