Lifestyle 12 мая, 20:05

Мелодрама на фоне истории: о французской драме "До свидания там, наверху"

10 мая в украинский прокат вышла драма Альбера Дюпонтеля "До свидания там, наверху", в которой литература превращается в зрелищную иллюстрацию, считает Сергей Васильев

Мелодрама на фоне истории: о французской драме "До свидания там, наверху"

Экранизация Гонкуровского лауреата

Талантливый французский актер, режиссер и сценарист Альбер Дюпонтель экранизирует роман "До свидания там, наверху" Пьера Леметра, который был отмечен Гонкуровской премией — главной наградой для франкоязычной литературы. Делает он это одновременно масштабно, используя иллюстративные возможности кино, и литературно, максимально полно сохраняя потенциал художественного слова.

Главного героя — бухгалтера Альбера (его играет сам Альбер Дюпонтель), прошедшего солдатом Первую мировую войну, — задерживают в Африке. В полицейском участке он рассказывает о своих злоключениях, которые начались в конце войны. Тогда в последнем, бессмысленном бою его жизнь спас талантливый художник Эдуард (Науэль Перес Бискаярт), но сам — был жестоко ранен. Альбер взял на себя заботу о друге, лицо которого оказалось чудовищно изуродованным, а тот — предложил ему лихой способ разбогатеть, провернув художественную аферу.

Громкое слово и убедительное изображение

Закадровый рассказ, который сопровождает показ событий из прошлого, позволяет "выпрямить" стихию жизни, превратив ее в непротиворечивое целое. Отдельные моменты аферы полицейские, проводящие дознание, специально уточняют, а Альбер охотно "разжевывает" — и стражам порядка, и зрителям. Его слова также усиливают образы персонажей, а еще — неоднократно выпукло презентуют их эмоции, независимо от того, нуждаются они в такой категоричной поддержке, или нет. Собственно, чаще всего — не нуждаются.

В такие моменты размашистое словесное дублирование происходящих событий выглядит достаточно ленивым и грубым приемом. Уравновешивает его основательное внимание к материальной культуре эпохи.

Историческая реконструкция, представленная на экране, — достоверна и живописна, соразмерна вескому литературному слову.

Сцены боев, Париж, утопающий в развлечениях и роскоши, быт африканской колонии показаны как с высоты птичьего полета, так и благодаря крупно выхваченным деталям. Картина заслуженно получила французскую премию "Сезар" за лучшие операторскую работу, декорации и костюмы.

"До свидания там, наверху"

"До свидания там, наверху"

 

О воне, политике, циничном бизнесе, любви, дружбе и творчестве

Также фильм был отмечен премиями "Сезар" за лучшую режиссуру и адаптированный сценарий (над ним Альбер Дюпонтель работал вместе с автором романа). Лента широко смешивает жанры и темы, повествуя о войне и ее болезненных психологических и физических травмах, коррумпированном политическом театре и циничном бизнесе на памяти о падших, непростых семейных взаимоотношениях и любви, дружбе и творчестве — временами, с легкой ироничной улыбкой, но чаще проникновенно, с ярко выраженным слезоточивым чувством.

"До свидания там, наверху"

"До свидания там, наверху"

Жанровым знаменателем картины становится мелодрама. Эдуард оказывается не только талантливым художником, но сыном влиятельного миллионера. Вернуться домой ему не позволяет разлад отношений с отцом. А вот циничному лейтенанту Праделю, который отправил Эдуарда в бой на верную гибель, с семьей жертвы породниться ничто не мешает, как и самовлюбленно коллекционировать гадкие поступки. Актер Лоран Лафитт воплощает образ этого антигероя почти с карикатурной язвительностью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

Отцы, дети и маски

Прямолинейная актерская игра, метящая персонажей единственной краской, открыто выпячивающая их эмоции, является важной чертой картины. Она превращает актеров в носителей своеобразных говорящих масок, "звучащих" в унисон с рассказчиком за кадром. Такая экспрессивность оправдана наличием героя, который выражает себя и свое отношение к миру с помощью маски настоящей — Эдуард прячет за ней изуродованное лицо.

"До свидания там, наверху"

Науэль Перес Бискаярт играет художника пластично, с распахнутыми голубыми глазами. Стоит отметить и актерскую работу Альбера Дюпонтеля, который в роли морщинистого рассказчика истории, пропускает сквозь себя весь спектр эмоций, не позволяя одной единственной определить его. Наиболее же важной для персонажа (да и для картины в целом) оказывается мотив взаимоотношений отцов и детей. Именно он позволяет очень сентиментально и вместе с тем психологически убедительно завершить картину.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
Сергей Васильев
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона
Lifestyle 06 мая, 10:05

Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

3 мая в украинском прокате идет "Остров собак" — привлекательно-недетская кукольная анимация Уэса Андерсона. Подробней о ленте — кинокритик Сергей Васильев

Убийства в Сети: о фантастическом детективе "Аноним"
Lifestyle 05 мая, 18:05

Убийства в Сети: о фантастическом детективе "Аноним"

С 3 мая в украинском прокате идет фантастическая лента "Аноним" Эндрю Никкола, которая, начавшись антиутопией, превращается в детектив, замечает кинокритик Сергей Васильев