Lifestyle 06 мая, 10:05

Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

3 мая в украинском прокате идет "Остров собак" — привлекательно-недетская кукольная анимация Уэса Андерсона. Подробней о ленте — кинокритик Сергей Васильев

Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

В японском стиле о тоталитарном мире

Действие ленты происходит в недалеком будущем — на острове-свалке рядом с японским городом Нагасаки. Сюда мэр постановляет вывезти всех собак. В городе бушует собачий грипп и большинство жителей, напуганные тем, что вирус скоро "накинется" и на них, с агрессивным энтузиазмом принимают жестокое предложение властей.

Лишь 12-летний мальчик — воспитанник и дальний родственник мэра — поступает вопреки злой воле. На самолете он отправляется на остров из мусора, чтобы найти своего пса. Самолет терпит крушение, мальчик получает арматурой по голове, но выживает. И вместе с собаками, встретившими и принявшими его, отправляется на поиски своего неизменно "лучшего друга человека".

Авиакатастрофа, в которую попадает герой, — лишь одна из многих на его пути. Кукольный мир, тщательно создаваемый режиссером, собственно, весь соткан из них. Катастроф природных (остров пережил цунами, землетрясение и, кажется, все "казни египетские") и рукотворных. Избыточно мусорящие люди используют собак в научных экспериментах, превращают в оружие, легко бросают на произвол судьбы и даже готовы физически уничтожить, если представится такая возможность.

Обсуждение предложенного жестокого решения "собачьего вопроса", во время которого власть и собранная властью толпа отметают научные аргументы оппонентов, игнорируя тихий голос разума, Уэс Андерсон решает в узнаваемых традициях "тоталитарного театра" — резкого, наглого, нарочитого, безальтернативного.

Пожалуй, кукольная анимация, уже по природе своей предполагающая дополнительную выразительность и искусственность, передает "постановочный" характер этого действа не столь остро, как делает игровое кино. Однако, метафора от этого не становится менее живой и болезненной: речь идет не о собаках, но о любой общественной группе, которую вначале клеймят "иными", чтобы потом — уничтожить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Убийства в Сети: о фантастическом детективе "Аноним"

Японско-американская художественная речь

И в то же время, речь действительно идет о собаках — общественно-политические ноты скорее вплетаются в сюжет, чем определяют его. Этому способствует не социальная, но мифологическая предопределенность истории, которую предлагает автор, снабжая ленту недвусмысленным прологом — древней легендой о попытке императора-любителя кошек уничтожить всех собак и мальчике, который помешал ему сделать это.

Дебютный эпизод выполнен в традициях уже не кукольной, но рисованной анимации — в стилистике японской графики и с акцентом на кроваво-жестоких деталях (лента обращена во многом к взрослым зрителям). Уэс Андерсон широко представляет в "Острове собак" местный колорит, апеллируя к уже упомянутым классическим визуальным образам, ритуальному перестуку барабанов, традиционному театру кабуки и лаконичной поэзии хайку, которая несколько раз эмоционально "выпрямляет" историю.

Важно, что эти японские приметы использованы не механически, но честно отражают важные для традиционной восточной культуры темы — детства, мутации, эротики и насилия. Пусть они и подвергнуты дополнительной обработке, растворяясь в самобытном творческом мире Уэса Андерсона, у которого на первый план выходят образы активно действующих, сохраняющих лучшее детей.

Из главного героя он делает своеобразного Маленького принца, постулирующего ответственность за тех, кого приручили. И оттеняет его решительный поиск любимого пса не менее решительными поисками правды. Их ведет девочка-американка — журналист местной школьной газеты. Она прибыла в Нагасаки из Цинциннати по обмену и "импортировала" сюда молодой революционный дух.

Остров собак

Такое индийское японское кино

"Остров собак" состоит из глав, заголовки которых четко указывают, какое направление принимает история. Отчасти, это преуменьшает интригу, но сохранять тайны — вообще не самая сильная черта Уэса Андерсона. Он предпочитает показывать зрителям все без утайки — в том числе козни злодеев, готовящих те или иные преступные действия (разве что изредка использует игру теней и контуров, придавая сценам дополнительный нерв). Кукольную же анимацию автор дополняет рисованным, преимущественно черно-белым, "эхом" телевизионных сюжетов, которые дублируют и разжевывают показанные события.

Подобная открытость — в том числе, связанная с демонстрацией структурных элементов фильма, — граничит с необязательностью. Временами возникает ощущение, что выбор тех или иных художественных приемов, ритма повествования, эмоциональных и смысловых акцентов зависит не так от сущности рассказа, но от живого дыхания, личного интереса автора. Сам процесс созидания анимации, кажется, забавляет Уэса Андерсона намного больше, чем результат. И этот интерес, как у ребенка, которому надоедает возиться с любимой игрушкой, постепенно иссякает.

Это приводит к тому, что достаточно размеренную японскую историю ближе к финалу замещает стремительное "индийское кино", очень хрупкое с точки зрения здравого смысла, по сути, граничащее с абсурдом. Уэс Андерсон максимально спрессовывает события, чтобы завершить картину, опустив на дно ощущение "тоталитарной угрозы" и трагедии (но, проницательно, не избавившись от него). При этом он не развязывает узлы сюжета, а, скорее, категорически чудесно разрубает их, решая судьбы двуногих и четвероногих персонажей, находя нетривиальные объяснения их поступкам и резво поворачивая отношения в сторону взаимности, любви и даже своеобразных эротических фантазий — в их собачьей интерпретации.

К слову, фантазия необходима и зрителям картины, чтобы представить себе "Остров собак" во всем его размахе. Важную роль в создании образов персонажей в оригинальной версии ленты играют узнаваемые голоса голливудских актеров, которых Уэс Андерсон пригласил озвучить собак. В Украине запланированы отдельные показы на английском языке, но в основном "Остров собак" будет идти в украинском дубляже, что несколько обедняет предложенную художественную игру режиссера.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
Сергей Васильев
раздел:
теги:

По теме:

Танос наносит ответный удар: о фильме "Мстители: Война бесконечности"
Lifestyle 26 апреля, 00:04

Танос наносит ответный удар: о фильме "Мстители: Война бесконечности"

С 26 апреля в украинском прокате идет масштабный фильм-комикс "Мстители: Война бесконечности", который способен ошеломить и обескуражить одновременно, оценил "действие нон-стоп", кинокритик Сергей Васильев, увидевший ленту одним из первых

Кровавый понос: об украинском фильме "Предатель"
Lifestyle 28 апреля, 14:04

Кровавый понос: об украинском фильме "Предатель"

26 апреля в прокате отечественная драма "Предатель", в которой американский режиссер Марк Хаммонд фантазирует по поводу истории Украины и украинского кино. Что у него получилось, оценивает кинокритик Сергей Васильев