Окончательное развлечение для "своих": о масштабном комиксе "Мстители: Завершение"

Окончательное развлечение для "своих": о масштабном комиксе "Мстители: Завершение"
С 25 апреля в мировом, а с ним и украинском, кинопрокате уверенной поступью шагает комикс "Мстители: Завершение"

10 миллионов украинских зрителей

"Мстители: Завершение" Энтони и Джо Руссо являются итоговым фильмом долгоиграющего киносериала, созданного по мотивам комиксов Marvel, который украинские зрители воспринимали синхронно со всем миром. "Железный человек", первый фильм, запустивший историю, вышел 11 лет назад. Он стартовал в отечественных кинотеатрах 1 мая 2008 года.

С тех пор новые части, знакомящие с персонажами комиксов Marvel, сводя их в замысловатых композициях взаимоотношений и ставя перед ними, казалось бы, невыполнимые (и всегда выполнимые) задания, выходили ежегодно (и по нескольку раз в год). "Мстители: Завершение" — уже 22-ая картина сериала. За это время его в Украине посмотрели 10,6 млн кинозрителей, купивших билеты на сумму 765 млн грн.

С 2015 года все фильмы сериала стартовали в украинском прокате с первого места. А "Мстители: Финальная битва" в 2018 году собрала 103 млн грн., продав 1 млн 109 тыс. билетов. Вполне обоснованно можно утверждать, что итоговую серию ждут результаты ничуть не хуже.

Последний путь героев

Говорить о предыдущих и будущих коммерческих свершениях "Мстителей...", в некоторой степени, даже более занимательно, чем о самом фильме, сразу по нескольким причинам:

  • итоговый эпизод удовлетворительно и размеренно развязывает многочисленные сюжетные завитки, запутанные в фильме "Мстители: Война бесконечности", которые раскрывать зрителям заранее совершенно не стоит — все же картина длится 3 часа и во многом именно интерес к тому, как все закончится, и позволяет успешно "высидеть" этот размашистый хронометраж;
  • визуальная стилистика фильма ничем не отличается от предыдущих картин, продолжая расцвечивать экран безупречными по своей задуманной красоте и технологическому качеству исполнения образами и визуальными эффектами, захватывать масштабными сценами битв и схваток на любой вкус и любого масштаба (есть даже такая, в которой один из героев бьется с самим собой);
  • драматическое и даже трагическое начало ленты, проросшее из предыдущей серии, в которой фиолетовый антагонист Танос уничтожил половину всего живого во Вселенной (и, в том числе, часть до этого казавшихся неуязвимыми героев), как и раньше оттеняет по-детски незлобивый юмор.

Наша песня хороша…

Все, сказанное выше, можно коротко подытожить, указав на выразительную особенность ленты — она создана для "своих". Даже так — исключительно для "своих", зрителей, хорошо знакомых и погруженных в полноценную художественную вселенную комиксов Marvel, дотошно проработанную в двух десятках лент.

Предыдущие картины киносериала тоже отличало нежелание авторов тратить время на объяснения, что именно происходит и, главное, что происходило ранее (даже когда это было важно для комфортного просмотра), но "Мстители: Завершение" поднимают это отрицание фильма, как собственно чего-то самоценного, способного существовать самостоятельно, без "костылей" детально проработанного мифологического контекста, с которым необходимо предварительно ознакомиться, на недосягаемый уровень.

Не вдаваясь в сюжетные подробности, отмечу, что значительную часть времени герои проводят, путешествуя в прошлом, попадая в места "боевой славы" из предыдущих фильмов и встречаясь со значимыми персонажами, которые иначе на экране никак появиться бы не могли. Таким образом, пусть даже на короткий миг (но чаще, не такой уж и короткий), новая картина презентует "старых друзей", сделавших возможным масштабный финал.

Бремя прощания

Подобные рандеву несут двойную эмоциональную нагрузку: позволяют героям вновь встретить тех, кто им был дорог, и, по своему, попрощаться с ними; и, одновременно, готовят зрителей к большому прощанию с героями, ожидание которого висит в атмосфере ленты неумолимым дамокловым мечом.

Глухое эмоциональное напряжение, связанное с проживанием былой, настоящей и будущей утрат, пропитывает ленту, добавляя ей значимой тяжеловесности. Впрочем, выражает себя это напряжение весьма разнообразно — в соответствии с дотошно разработанными ранее психологическими портретами персонажей:

  • наиболее сложный образ в который раз предлагает Роберт Дауни-младший — он играет Тони Старка (Железного человека), стоящего на распутье, словно Одиссей перед походом в Трою;
  • Крис Эванс продолжает успешно создавать Капитана Америку одним единственным героическим мазком и до оскомины благородным выражением лица;
  • бездонно мокрые глаза демонстрируют Скарлетт Йоханссон (Черная вдова) и Джереми Реннер (Соколиный глаз) — их персонажи лишены сверхъестественных способностей и получают испытания, пожалуй, наиболее человеческие по своей мерке;
  • объектами физических трансформаций, несущих заряд комического, становятся Крис Хемсворт (Тор) и Марк Руффало (Халк).

Удовлетворительная семейная встреча

Их убедительное взаимодействие между собой (и с двумя десятками персонажей поменьше) превращает ленту "Мстители: Завершение" в своеобразную семейную встречу, которая, безусловно, питает теплом, но, в то же время, удовлетворяет лишь отчасти.

Подняться на художественный уровень фильма "Мстители: Война бесконечности", который, нарушив правила, продемонстрировал, что герои комиксов не только смертны, но и — удивительным образом — могут проиграть, новой картине по объективным причинам не дано. О проигрыше здесь даже не помышляют (этот вариант не случайно отбрасывают еще в трейлере), хотя смерть — ожидаемо — героев не минет.

Авторам ленты Энтони и Джо Руссо удается нести сильные эмоции долгие три экранных часа, практически не расплескав их, до самого конца удерживая тонкую, насколько это вообще возможно для "перекачанного" зрелищным грохочущим действием фильма, лирическую ноту.

Удерживают они себя и от навязчивой рекламы будущих приключений героев Marvel (очередной комикс — "Человек-паук: Далеко от дома" — уже на подходе, он грядет 4 июля). Традиционной сцены после финальных титров в "Мстителях: Завершение" нет.