Оргазм в Instagram: о комедии "Свингеры 2"

Кадр из фильма "Свингеры-2"
Кадр из фильма "Свингеры-2"
В прокат вышла половая комедия Андрейса Экиса "Свингеры 2", игнорирующая правила хорошего тона еще решительнее, чем оригинальный фильм, констатирует кинокритик Сергей Васильев

Продолжение оргии

Лента является продолжением фильма "Свингеры" латышского режисера Андрейса Экиса, который с успехом вышел в украинский прокат 1 января 2018 года, продав почти 277 тысяч билетов на сумму 22,167 млн грн. До того, как снять комедию в Украине, режиссер дважды опробовал ее эффективность в странах Прибалтики, создав версии "Свингеров" в Латвии и Эстонии с местными актерами, которые разыгрывали те же сальные истории: о богатой паре, явившейся заняться групповым сексом к паре "пролетарской", и любовном треугольнике, состоящем из двух гомосексуалистов и случайно попавшей к ним обнаженной девушки.

Секс и власть

Действие вторых "Свингеров", над которыми опять трудился Андрейс Экис, происходит преимущественно в тех же интерьерах (сияющей советским "шиком" неотремонтированной квартиры и безвкусных хоромах олигарха), но является не копией существующей пошлости, но оригинальным — украинским — ее воплощением. Причем, с намеком на актуальность: бритоголовый олигарх с криминальными замашками (Михаил Кукуюк) собрался идти в президенты и пытается срочно "поднять" упавший сексуальный потенциал — с помощью подруги (Ольга Полякова), партнеров по "свингу" (Вячеслав Довженко и Анна Саливаничук) и героини Дарьи Астафьевой, раздетой до без трусов.

Старые известные лица

В "Свингеры 2" перекочевали все персонажи оригинала, кроме юного гомосексуалиста, бросившего, в перерыве между сериями, немолодого партнера в осмысленном исполнении Алексея Вертинского. Хорошо играть (да и просто играть) талантливому артисту, решившему вернуть любимого, соорудив с суррогатной матерью ребенка, впрочем, дают немного: герой регулярно получает по голове и чаще пребывает без сознания за пределами кадра — вызывая зависть у зрителей, страдающих непереносимостью туалетного юмора. Хотя таким на фильм лучше вообще не идти.

Кадр из фильма "Свингеры 2"

Кадр из фильма "Свингеры 2"

Новые известные лица

Зато второй план комедии украсили два новых образа. Дзидзьо (Михаил Хома) в практически неотличимой от своих предыдущих экранных проявлений манере сыграл гуру тантрического секса (лучшая его шутка, правда, посвящена не ему, а Троещине и гопникам). А "травести-дива" Монро (дальше цитата из пресс-релиза) "сыграла саму себя и выступила в ночном клубе с очень неожиданным музыкальным репертуаром". Также Монро досталась важная миссия озвучить самую пошлую шутку ленты. Или одну из самых пошлых, — конкуренция в этой номинации зашкаливает.

Кадр из фильма "Свингеры 2"

Кадр из фильма "Свингеры 2"

Кино для Instagram

Львиную долю острых шуток обеспечивает олигарх в энергичном — и даже эксцентричном — исполнении Михаила Кукуюка. Он щедро сыпет забористыми эвфемизмами, называя все, связанное с репродуктивной сферой каждый раз по-новому (это рождает ностальгию по матерной лексике, которой в комедии избегают), и ведет "прямые трансляции" в Instagram с политическими выступлениями на тему "выбери меня", исполненными резвого популизма и страстной жажды популярности. Счетчик их просмотров, "лайки" и похабные комментарии воспроизводят на экране. Именно они, в первую очередь, и возбуждают героя.

Кино как Instagram

Принцип короткого эмоционального высказывания, построенного на комической ситуации, ценной здесь и сейчас и моментально забывающейся по ее завершении, лежит в основе картины. Ее сознательно расчленяют на почти что самостоятельные эпизоды, чтобы затем, решительно клацая пультом, "переключаться" между ними.

Даже в финале авторы не особо стараются связать сюжетные концы, прекрасно понимая, что оглушающая "ковровая бомбардировка" шутками, "ха-ха" потенциал которых сознательно игнорирует хороший вкус, к 90-й, последней, минуте ленты успешно изничтожила всякую интеллектуальную активность зрителей и их способность критически воспринимать происходящее на экране.

В этом своеобразном смысле "Свингеры 2" оказываются даже более эффективными, чем оригинал. И очень украинскими. Уверенно обживая болотистые низовья "карнавальной" пошлости, в которых прописаны большинство отечественных комедий — вроде бы и свежих, но уже с "душком".