Пять бунтарей, тотальная иллюзия реальности и минимум творчества — о новом эпизоде "Звездных войн"

С 14 декабря в украинском прокате идет фантастический фильм Гарета Эдвардса "Бунтарь Один. Звездные войны. История". Это ответвление саги "Звездные войны" без главных ее героев, гениального творца Джорджа Лукаса и его творческих амбиций, резюмирует кинокритик Сергей Васильев

Речь в фильме "Бунтарь Один. Звездные войны. История" идет о группе повстанцев, которые отправляются добыть инженерные планы "Звезды смерти" — совершенного оружия Империи, выполненного в форме гигантского космического корабля-шара, способного энергетическим лучом уничтожать целые планеты.

То, что эти планы героям добыть удастся, ни для кого из зрителей не секрет, поскольку с использованием дефектов конструкции "Звезды смерти" связана фабула фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда", с которого в 1977-м, собственно, и началась история массово-культурного феномена "Звездных войн".

За 28 лет Джордж Лукас — как режиссер, сценарист и продюсер (чаще всего, соединяя эти роли) — создал шесть таких фильмов-эпизодов, рассказав задуманную им сказку: о неведомой Силе с ее "темной" и "светлой" сторонами, рыцарях-джедаях, которые ей служат, и вселенской борьбе тоталитарной Империи с демократически настроенными повстанцами.

Умело вписал в этот "геополитический" контекст вечной борьбы добра и зла семейную историю главных героев, стягивающую несколько поколений коктейлем практически латиноамериканских сериальных страстей. Ну и, конечно, добавил выдающихся зрелищ: вступающих в бой космических кораблей, жужжащих опасностью лазерных мечей и прочих спецэффектов, невиданных ранее в таком масштабе

Рисковые наработки Лукаса решили не использовать

А потом, в 2012-м, продал киностудию "Лукасфильм" и франшизу "Звездные войны" вместе с ее художественной вселенной за 4 миллиарда долларов "Студии Уолта Диснея", которая, подумала-подумала — и решила рисковые сценарные наработки самого Джорджа Лукаса для будущих фильмов не использовать. А вместо этого ежегодно создавать картины для фанатов "Звездных войн". В прошлом году первым пробным камешком стал фильм "Звездные войны. Эпизод VII. Пробуждение силы", крайне успешный финансово — в мире он собрал чуть больше 2 миллиардов долларов. В нем продолжалась история главных героев саги.

Теперь студия двинулась по пути развития "параллельных" сюжетов, намеки на которые можно было найти в фильмах Джорджа Лукаса.

Тотальная иллюзия реальности и вариации на Лукаса

В "Бунтаре Один" все внешние атрибуты его фантастического мира — на месте. И выполнен этот мир на высочайшем уровне, с использованием современных технологических достижений — создавая тотальную иллюзию реальности, о которой большинство фильмов "Звездных войны" даже не мечтало.

Смысловые — идеологические — "метки" оригинала тоже повсюду: персонажи много и выспренно говорят о свободе и борьбе с Империей как средоточием зла, а о Силе так и вовсе упоминают с упоенным религиозным фанатизмом. Особым пафосом отличается вечно пребывающая "на грани" героического нервного срыва игра лауреата "Оскара" Фореста Уитакера, примерившего по большому счету эпизодический образ — могучего, изувеченного войнами, но не сломленного повстанца Со Герреры.

Активно использована в фильме и — классическая уже — музыка Джона Вильямса, который своей героической тревожной темой, обнадеживающей и одновременно заглядывающей в глубины зла, сделал немало для того, чтобы "Звездные войны" превратились в эпическую историю. Вот и теперь, кажется, созданная им композиция "подминает" под себя оригинальную работу Майкла Джаккино, написавшего музыку к "Бунтарю Один".

Собственно, и часть сцен, представленных в ленте, является своеобразными вариациями на художественные предложения Джорджа Лукаса, сделанные много лет назад. Часть из них расширены и размножены голливудским стремлением к гигантомании (есть тут и битва космического флота Империи и повстанцев, и боевые столкновения с участием штурмовиков, одетых в белый пластик, и перестрелки внутри космических кораблей и прочих узнаваемый индустриальных конструкций). Другие — просто повторены. К примеру, манерой внедрения героев в гущу чужеземной жизни с помощью движения камеры — и персонажей ей навстречу.

Юмор дозирован

Важное место в фильме "Бунтарь Один" занимает и столь дорогая Джорджу Лукасу история-сага семьи, которая довольно сложные взаимные связи "добра" и "зла" повторяет на уровне отношений родителей и детей. Главная героиня ленты Дин Эрсо (Фелисити Джонс), скрывавшаяся всю свою жизнь от Империи, по указу повстанцев должна разыскать отца-коллаборациониста, конструктора "Звезды смерти" (Мадс Миккельсен), способного разъяснить, как уничтожить страшное оружие.

С семьей тесно связан и мотив искупления — преодоления зла. Подобный путь должен пройти и отец главной героини, и посланный им с весточкой для повстанцев пилот Бодхи Рут (Риз Ахмед). И даже капитан повстанцев Кассиан Андор (Диего Луна), который, сражаясь с Империей, тоже совершил немало скверных поступков.

Активно использован и прием "механического" юмора — остро комического комментария к происходящим событиям, который дает робот. Правда, это уже не интеллектуал-переводчик, но в первую очередь боевая машина, чем-то напоминающая "Терминатора" из другой долгоиграющей голливудской киноистории. Юмора, стоит отметить, в "Бунтаре Один" совсем немного. Безусловно, в силу сюжетных особенностей ленты, повествующей об опасной, практически самоубийственной миссии на перегонки со "Звездой смерти".

А почему джедаи из Китая?

Единственные персонажи, благодаря которым история отчасти движется в непознанную территорию, которой — вполне возможно — желал бы Джордж Лукас — это служители храма джедаев Чиррут Имве (Донни Йен) и Бейз Мальбус (Цзян Вэнь), присоединяющиеся к повстанцам. Правда и тут попадание выходит скорее случайным. В свое время Джордж Лукас планировал пригласить на роль рыцаря-джедая выдающегося японского актера Тосиро Мифуне, чтобы сильнее подчеркнуть "самурайский" мотив истории. Продюсеры "Бунтаря Один" отдали предпочтение китайским звездам, чтобы увеличить кассовые сборы ленты в Китае, где "Звездным войнам" только предстоит завоевывать рынок (франшиза там не так известна).

Необходимость работать для фанатов фактически лишает авторов ленты широты творческого маневра. Они растворяются в известных деталях конструктора Джорджа Лукаса, из которых должны собрать убедительную модель, при этом отличающуюся некоторой новизной.

Реализуя эту почти невыполнимую задачу, они дробят фильм на отдельные эмоционально яркие, красивые эпизоды, из которых выстраивают повествование. "Мозаичный" характер истории особо четко проявляет себя в стартовых сценах, когда зрителям показывают несколько сюжетных линий, которые в дальнейшем сплетутся в крепкий канат миссии "Бунтаря Один". Но также и ближе к финалу, когда этот канат расплетется и для каждого из пяти бунтарей (и примкнувшего к ним робота) будет припасен свой удел.

Клише военного кино

Режиссер Гарет Эдвардс, лишенный полноценной возможности быть оригинальным, добавляет в канон "Звездных войн" жанровые клише, характерные для голливудского драматического военного кино. А также активно ускоряет повествование, наращивая использование адреналинового зрелища, чтобы грубо высеченные мотивации персонажей, нарочитый характер принятия ими судьбоносных решений и демонстративные проблемы морального выбора и искупления закадровой вины воспринимались как должное.

Мужская жесткость, характерная для военного кино и предъявленная ранее Гаретом Эдвардсом в "Годзилле", стоит отметить, не вполне вписывается в канон "Звездных войн", которые изначально выигрывали именно тем, что войска Империи, в отличие от повстанцев, не воспринимались людьми — скорее роботами-машинами. Теперь же, довольно неожиданно, фильм идет по пути насыщения военных столкновений реализмом. Впрочем, и здесь авторы останавливаются на полуслове, предпочитая даже смерть предъявлять красиво и будто бы на паузе, вырывая из общего хаоса действий.

Козырный туз — Дарт Вейдер

В качестве противоядия от зрительской критики продюсеры припасли козырный туз в рукаве — в фильме появляется главный герой-антигерой "Звездных войн" Дарт Вейдер в нескольких сценах активного действия, выгодно презентующих его потенциал. А также другие герои оригинальных "Звездных войн", дарующие радостью узнавания, на которой, собственно, и построены главные приемы достижения успеха "Бунтаря Один".

В итоге выходит фильм, который благодаря выдающейся зрелищности, темпу и сильным мазкам эпических и эмоциональных акцентов успешно затягивает зрителей внутрь себя, но не оставляет практически ничего после просмотра — даже разочарования. Того разочарования зрителей, которого сам Джордж Лукас никогда не боялся. Он ведь таки рисковал: и неоднозначно воспринятые эпизоды "Звездных войн", созданные им на рубеже 1990-х и 2000-х, яркое тому свидетельство.

Финальная деталь — о политике перевода. В России "бунтарей" превратили в "изгоев". Фильм "Бунтарь Один" там вышел под названием "Изгой Один". Повторив тем самым сценарий общественно-политической жизни страны.

Сергей Васильев