- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
По кочкам "Ла Ла Ленда": о мюзикле "Величайший шоумен"
"Мотивы" реальных событий
Фильм основан на истории жизни американского антрепренера ХІХ века Финеаса Тейлора Барнума, который выдающимся образом много десятилетий подряд находил контакт с американскими зрителями, презентуя им свои проекты, среди которых:
- музей восковых фигур и впечатляющих диковин (некоторые из них были "сочинены" им самим),
- цирк, где это "диковинное" представало вживую (созданный Барнумом цирк работал в США до минувшего года),
- американские гастроли знаменитой оперной певицы Дженни Линд, которую до заключения дорогого контракта он даже не слышал (ее сыграла Ребекка Фергюсон, а музыкально озвучила Лорен Олред),
- художественно приукрашенная автобиография, которой Барнум во многом сформировал миф о себе, как о "величайшем шоумене". Для ее максимального распространения он отказался от авторских прав, разрешив всем издательствам печатать книгу. В итоге она стала одной из самых продаваемых в США.
Мюзикл достаточно свободно обходится с этими фактами биографии Барнума (как в свое время свободно обходился с ними и сам герой), обращая внимание прежде всего на его дебюты в американском шоу-бизнесе. Барнум практически самостоятельно сочиняет его, наполняя собственными фантазиями и стремительно переходя от работы в музее восковых фигур к цирковым представлениям.
При этом однозначно определить историческое время действия картины довольно сложно. "Костюмированный" ХІХ век предстает на экране абстрактно, увитый универсальными проблемами узколобости, шовинизма и систематической нетолерантности, которые своей деятельностью преодолевает Барнум — благодаря принципиальной открытости искусства цирка.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaДолгий путь от чая к большому кино
"Величайший шоумен" со стартовых минут показывает, каким восхитительным может быть цирковое выступление. Картина дебютирует размашисто-энергичным номером, в центре которого — Барнум в искрящемся исполнении Хью Джекмана. Под взрывы фейерверков герой вовлекает в действие практически всех персонажей — изгоев общества, которых он собирал для своего шоу, открыв им возможность без опаски показать себя. За этим своеобразным прологом (а хронологически — одной из финальных сцен, формирующей смысловую "рамку" картины) следует история становления шоу-предприятия, узловые моменты которой представлены в трейлере.
Режиссером "Величайшего шоумена" является дебютант в большом кино Майкл Грейси, который начал работать над фильмом в 2011 году. Сам же оригинальный киномюзикл был задуман и анонсирован еще в далеком 2009 году и с самого начала опирался на интерес Хью Джекмана к истории и персонажу, без которого не смог бы состоятся (парадокс, но история "Величайшего шоумена" у студий вызывала скепсис, а не восторг).
Собственно, и Майкл Грейси появился в фильме благодаря Хью Джекману, на практике доказав звезде, что не чужд искусства мюзикла. В 2010 году они совместно трудились над рекламным роликом для чая "Липтон", в котором Хью Джекман убедительно затягивал в зажигательный танец целый токийский отель.
Внимание к отдельно взятому эпизоду, характерное для жанра, Майкл Грейси дополнил профессиональной рекламной "деформацией". В итоге яркость эмоциональных сцен, говорящих со зрителями музыкой и театральным движением, зашкаливает, а разрыв между высотой иллюзии и драматическим действием, не поддерживаемый "песней и пляской", оказывается практически непреодолимым.
Чтобы несколько сгладить его, уравновесив отдельные компоненты ленты, на финальном этапе к работе над "Величайшим шоуменом" присоединился опытный режиссер Джеймс Мэнголд — еще один постоянный соавтор Хью Джекмана (только в прошлом году они представили фильм "Логан"). Однако в полной мере превратить рвано-прерывистый — от номера к номеру — пунктир фильма в линию ему не удалось.
Бесконечный Хью Джекман и его верная свита
Не выходит это еще и потому, что и сюжет картины, и большинство ее персонажей отличает определенный схематизм. Барнум стремится реализовать свою детскую мечту, обеспечить благополучие любимой семьи и пробиться в высший свет Нью-Йорка, терпя на этом пути "головокружения от успехов".
Его жена (Мишель Уильямс) ведет себя точно так, как должна вести себя верная супруга, сносившая все горести по принципу "с милым рай в шалаше". Ожидаемо реагирует на происходящее и сотрудничающий с Барнумом драматург (Зак Эфрон), который сразу же и безнадежно влюбляется в одну из исполнительниц (Зендея). Музыкальные номера лишь усиливают очевидность мотивов и реакций персонажей. Они откровенно "выпевают" их зрителям — что на душе, то и на языке.
Лишь Барнум, движимый желанием пробиться из грязи в высшее нью-йоркское общество, выгрызая для себя, своей жены и дочерей лучшую долю, обладает потенциалом многосложности. Фильм то и дело намекает на его беспринципность, манипулятивность, жажду наживы, эгоизм. Даже возраст и внешний вид героя неоднозначны (Хью Джекман, хоть и сияет, но все же выглядит старше своего персонажа). Однако, намеки эти робки, а свет таланта столь ярок, что благополучно проводит героев мимо темных подворотен реальности.
В этом смысле "Величайшего шоумена" можно рассматривать, как своеобразный ответ мюзиклу-феномену "Ла Ла Ленд" Дэмьена Шазелла. Над песнями к этим фильмам трудился дуэт Бенджа Пасека и Джастина Пола, и обе картины похожим образом говорят о профессиональном карьерном росте в сфере шоу-бизнеса и личных отношениях, которые этому росту помогают далеко не всегда. Только вот итоговый результат — очень разный.
И после робкой попытки "Ла Ла Ленда" несколько "осушить" фантазию мелодраматичной правдой жизни полноценно погружает зрителей в волшебную музыкальную сказку, превращая "одномерность" персонажей картины в ее достоинство.
Нужно сказать, что Хью Джекман, Зак Эфрон и Мишель Уильямс прекрасно исполняют музыкальные номера. Дистрибьютор "Величайшего шоумена" Ukrainian Film Distribution сохранил для зрителей прелесть оригинала, снабдив песни украинскими субтитрами.