Lifestyle 04 января, 17:01

По кочкам "Ла Ла Ленда": о мюзикле "Величайший шоумен"

С 4 января в прокате идет мюзикл "Величайший шоумен", зрелищно презентующий таланты Хью Джекмана. Кинокритик Сергей Васильев рассматривает картину как своеобразный ответ "Ла Ла Ленд"

По кочкам "Ла Ла Ленда": о мюзикле "Величайший шоумен"

"Мотивы" реальных событий

Фильм основан на истории жизни американского антрепренера ХІХ века Финеаса Тейлора Барнума, который выдающимся образом много десятилетий подряд находил контакт с американскими зрителями, презентуя им свои проекты, среди которых:

  • музей восковых фигур и впечатляющих диковин (некоторые из них были "сочинены" им самим),
  • цирк, где это "диковинное" представало вживую (созданный Барнумом цирк работал в США до минувшего года),
  • американские гастроли знаменитой оперной певицы Дженни Линд, которую до заключения дорогого контракта он даже не слышал (ее сыграла Ребекка Фергюсон, а музыкально озвучила Лорен Олред),
  • художественно приукрашенная автобиография, которой Барнум во многом сформировал миф о себе, как о "величайшем шоумене". Для ее максимального распространения он отказался от авторских прав, разрешив всем издательствам печатать книгу. В итоге она стала одной из самых продаваемых в США.

Мюзикл достаточно свободно обходится с этими фактами биографии Барнума (как в свое время свободно обходился с ними и сам герой), обращая внимание прежде всего на его дебюты в американском шоу-бизнесе. Барнум практически самостоятельно сочиняет его, наполняя собственными фантазиями и стремительно переходя от работы в музее восковых фигур к цирковым представлениям.

При этом однозначно определить историческое время действия картины довольно сложно. "Костюмированный" ХІХ век предстает на экране абстрактно, увитый универсальными проблемами узколобости, шовинизма и систематической нетолерантности, которые своей деятельностью преодолевает Барнум — благодаря принципиальной открытости искусства цирка.

Долгий путь от чая к большому кино

"Величайший шоумен" со стартовых минут показывает, каким восхитительным может быть цирковое выступление. Картина дебютирует размашисто-энергичным номером, в центре которого — Барнум в искрящемся исполнении Хью Джекмана. Под взрывы фейерверков герой вовлекает в действие практически всех персонажей — изгоев общества, которых он собирал для своего шоу, открыв им возможность без опаски показать себя. За этим своеобразным прологом (а хронологически — одной из финальных сцен, формирующей смысловую "рамку" картины) следует история становления шоу-предприятия, узловые моменты которой представлены в трейлере.

Режиссером "Величайшего шоумена" является дебютант в большом кино Майкл Грейси, который начал работать над фильмом в 2011 году. Сам же оригинальный киномюзикл был задуман и анонсирован еще в далеком 2009 году и с самого начала опирался на интерес Хью Джекмана к истории и персонажу, без которого не смог бы состоятся (парадокс, но история "Величайшего шоумена" у студий вызывала скепсис, а не восторг).

Собственно, и Майкл Грейси появился в фильме благодаря Хью Джекману, на практике доказав звезде, что не чужд искусства мюзикла. В 2010 году они совместно трудились над рекламным роликом для чая "Липтон", в котором Хью Джекман убедительно затягивал в зажигательный танец целый токийский отель.

Короткая форма музыкально-танцевальных номеров — лучшее, что есть и в "Величайшем шоумене".

Внимание к отдельно взятому эпизоду, характерное для жанра, Майкл Грейси дополнил профессиональной рекламной "деформацией". В итоге яркость эмоциональных сцен, говорящих со зрителями музыкой и театральным движением, зашкаливает, а разрыв между высотой иллюзии и драматическим действием, не поддерживаемый "песней и пляской", оказывается практически непреодолимым.

Чтобы несколько сгладить его, уравновесив отдельные компоненты ленты, на финальном этапе к работе над "Величайшим шоуменом" присоединился опытный режиссер Джеймс Мэнголд — еще один постоянный соавтор Хью Джекмана (только в прошлом году они представили фильм "Логан"). Однако в полной мере превратить рвано-прерывистый — от номера к номеру — пунктир фильма в линию ему не удалось.

Бесконечный Хью Джекман и его верная свита

Не выходит это еще и потому, что и сюжет картины, и большинство ее персонажей отличает определенный схематизм. Барнум стремится реализовать свою детскую мечту, обеспечить благополучие любимой семьи и пробиться в высший свет Нью-Йорка, терпя на этом пути "головокружения от успехов".

Его жена (Мишель Уильямс) ведет себя точно так, как должна вести себя верная супруга, сносившая все горести по принципу "с милым рай в шалаше". Ожидаемо реагирует на происходящее и сотрудничающий с Барнумом драматург (Зак Эфрон), который сразу же и безнадежно влюбляется в одну из исполнительниц (Зендея). Музыкальные номера лишь усиливают очевидность мотивов и реакций персонажей. Они откровенно "выпевают" их зрителям — что на душе, то и на языке.

Лишь Барнум, движимый желанием пробиться из грязи в высшее нью-йоркское общество, выгрызая для себя, своей жены и дочерей лучшую долю, обладает потенциалом многосложности. Фильм то и дело намекает на его беспринципность, манипулятивность, жажду наживы, эгоизм. Даже возраст и внешний вид героя неоднозначны (Хью Джекман, хоть и сияет, но все же выглядит старше своего персонажа). Однако, намеки эти робки, а свет таланта столь ярок, что благополучно проводит героев мимо темных подворотен реальности.

Величайший шоумен

В этом смысле "Величайшего шоумена" можно рассматривать, как своеобразный ответ мюзиклу-феномену "Ла Ла Ленд" Дэмьена Шазелла. Над песнями к этим фильмам трудился дуэт Бенджа Пасека и Джастина Пола, и обе картины похожим образом говорят о профессиональном карьерном росте в сфере шоу-бизнеса и личных отношениях, которые этому росту помогают далеко не всегда. Только вот итоговый результат — очень разный.

"Величайший шоумен" не глушит яркость тоскливыми джазовыми вариациями, предпочитая им оптимистичную силу рифов рок-музыки.

И после робкой попытки "Ла Ла Ленда" несколько "осушить" фантазию мелодраматичной правдой жизни полноценно погружает зрителей в волшебную музыкальную сказку, превращая "одномерность" персонажей картины в ее достоинство.

Нужно сказать, что Хью Джекман, Зак Эфрон и Мишель Уильямс прекрасно исполняют музыкальные номера. Дистрибьютор "Величайшего шоумена" Ukrainian Film Distribution сохранил для зрителей прелесть оригинала, снабдив песни украинскими субтитрами.

автор:
Васильев Сергей
раздел:
теги:

По теме:

Убить праздник: о фильме "Убийство священного оленя" Йоргоса Лантимоса
Lifestyle 29 декабря 2017 в 16:00

Убить праздник: о фильме "Убийство священного оленя" Йоргоса Лантимоса

С 28 декабря в украинском прокате идет авторский фильм Йоргоса Лантимоса "Убийство священного оленя" — кино не для слабых духом и нервами, замечает кинокритик Сергей Васильев

Терапия для перфекционистов: о комедии "Очень плохие мамочки 2"
Lifestyle 28 декабря 2017 в 0:09

Терапия для перфекционистов: о комедии "Очень плохие мамочки 2"

Раскованную рождественскую комедию Джона Лукаса и Скотта Мура "Очень плохие мамочки 2" можно использовать, как терапевтическое средство для перфекционистов, рекомендует Сергей Васильев