Почти французское кино: об украинской драме Марины Степанской "Стремглав"

Почти французское кино: об украинской драме Марины Степанской "Стремглав"
С 15 февраля в прокате вновь идет "Стремглав" Марины Степанской, по мнению кинокритика Сергея Васильева, один из лучших украинских фильмов минувшего года
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Повторный прокат

Фильм уже стартовал в украинских кинотеатрах минувшей осенью, но результаты проката, который тогда для картины организовывала компания "Kinove", авторы посчитали неутешительными. Фильм с серьезной фестивальной судьбой, премьера которого состоялась в параллельном конкурсе МКФ в Карловых Варах, посмотрели в отечественных кинотеатрах чуть более тысячи зрителей.

Теперь лента возвращается на экраны с новыми фестивальными достижениями, которые случились за последние месяцы (главное из них — Приз зрительских симпатий на МКФ "Первые планы" в Анжере, гарантирующий прокат во Франции) и с новым дистрибьютором: украинским прокатом "Стремглав" дебютирует кинотеатр "Жовтень", расширяющий тем самым спектр поддержки отечественного кино.

"Маленький" фильмы о "маленьких" людях

То, что картина получила приз от зрителей во Франции, крайне приятно и, одновременно, — вполне естественно, если вглядеться в художественные особенности фильма. У Марины Степанской получилось кино интимное, чувственное, романтичное, построенное на полутонах и ощущении жизненной неудовлетворенности. Кино, в центре которого не так захватывающий сюжет, как дыхание молодых людей негероического склада, которые, потерявшись в жизни, чудесным образом находят друг друга.

Такие "маленькие" фильмы о "маленьких" людях, сюжет которых можно непротиворечиво описать двумя предложениями (и в которых сюжет — не главное) являются своеобразной специализацией французского кинематографического конвейера. И, стоит отметить, в той же Франции зачастую не пользуются широким нефестивальным вниманием зрителей, но существуют благодаря сложно выстроенной системе поддержки национального кинематографа — как на этапе его создания, так и на этапе его проката.

"Стремглав", к слову, тоже состоялся исключительно благодаря государственной поддержке. Госкино Украины выделило на производство дебютной полнометражной ленты Марины Степанской около 10 млн. грн., в то время как продюсеры — компания "Инсайт Медиа" — ограничились 260 тыс. грн. И то, что фильм выходит в украинский прокат повторно — скорее, результат энтузиазма, нежели рыночной логики, потому что особого запроса на такие картины у зрителей кинотеатров нет.

Негероическое актерское мастерство

Главные герои фильма — люди творческие (пусть и не до конца реализованные) и растерянные, существующие параллельно политическим событиям страны. Действие ленты происходит через несколько месяцев после Евромайдана и в разгар АТО, однако, для Антона (Андрей Селецкий) — эти слова не более, чем пустой звук. Лента начинается с того, что его дед (Олег Мосийчук) забирает Антона из клиники, где он несколько месяцев лечился от наркотической и алкогольной зависимости, пребывая в полной изоляции от внешнего мира.

Андрей Селецкий отлично передает ощущение скрытой борьбы с внутренними демонами, которая поглощает главного героя. Постепенно, благодаря отдельным его репликам и взаимодействию с окружающим миром, зрители узнают о непростом пути героя в музыке, который завершился внутренним разочарованием. Марина Степанская любовно снимает надломленного Антона, усердно предлагая ему сочувствовать, хотя, по большому счету, особых объективных причин для этого нет.

В еще более интимной манере предстает перед зрителями образ Кати (Дарья Плахтий), девушки, которую Антон случайно встречает под ночным клубом, а потом — на заправке в Воронькове под Киевом, куда Катя отправляется за ним — на незапланированную встречу. Дарья Плахтий талантливо оправдывает внутреннюю романтичную импульсивность героини, решившуюся на поездку за Киев, вопреки здравому смыслу и, казалось бы, четко сверстанным жизненным планам — в Германии, с фотографом-журналистом (она познакомилась с ним на Майдане, где улыбчиво разливала чай).

Человеческий второй план

Убедительными актерскими работами расцвечен и второй план "Стремглав". Наиболее выразителен тут Олег Мосийчук в роли испещренного художественными морщинами властного деда, который своей несломленной волей старается "вытянуть" героя из ямы, в которую тот сознательно закопал себя.

Выделяется в небольшом эпизоде и Лариса Руснак. Она играет мать Антона, по большому счету, наиболее адекватного (и погруженного в реальность) персонажа истории. К слову, актриса в схожей манере сыграла мать в еще одном ярком украинском дебюте прошлого года — драме "Январь — март" Юрия Речинского, которая, увы, в украинский прокат так и не вышла — не то, что дважды, даже единожды.

Атмосфера и детали быта

Марина Степанская стремилась как можно быстрее снять фильм, пока в Киеве еще оставались следы Майдана. Но, по большому счету, этих следов в картине нет. Социально-политическая реальность внедряется в жизнь героев разве что эпизодами — сотрудником военкомата, которые вручает повестку, матерью, занимающейся волонтерской деятельностью, воспоминаниями о Майдане, зафиксированными на фото в мобильном телефоне, незаконной вырубкой леса, шумящей где-то за окном.

Вместе с тем жизнь непарадного Киева как таковая в "Стремглав" присутствует достаточно широко — образами Троещины, дребезжащих трамваев, маршрутных такси, цыган, занятий йогой, разговорами про пельменные и кофе... Успешно соединить этот внешний мир и тонкие чувствования героев получается благодаря созданию глубокой визуальной и звуковой атмосферы, отточенной деталями повседневной среды, в которую погружает героев творческая команда фильма — оператор-постановщик Себастьян Талер и звукорежиссер Сергей Степанский.

Неожиданный правдивый финал

При этом нужно отметить, что история, двигающаяся по романтической спирали (в этом смысле выход фильма 15 февраля, после Дня святого Валентина — разумен и вполне оправдан), завершается обескураживающим, болезненным и неожиданным финалом, далеким любовной сказки.

Он обрывает нарастающую "романтику" на полуслове столь резко, что кажется искусственным, механическим тормозом истории, обрушивая ее в драматургическое бессилие. Однако, это — ложное ощущение, поскольку именно здесь фильм опирается на реальные трагические события, которые происходили в киевской творческой среде, по-своему художественно интерпретируя их.

Умышленной резкостью финала картина оказывается много достоверней, чем в иных сценарных "сахарных" поворотах сюжета. В них "Стремглав" вписывается с некоторым трудом, прежде всего благодаря предельно убедительным актерским работам, заставляющим поверить в происходящее на экране и принять его.

Молчание — золото

Если читать описание фильма на сайтах кинотеатров (в том числе "Жовтня"), можно сформировать еще одно ложное ощущение от происходящей истории — ее размусоленной очевидности. Но подноготная персонажей в анонсах вскрыта намного более явно, полно и детально, чем на экране. Важной особенностью ленты является то, что Марина Степанская очень свободно распоряжается экранным временем и достаточно долго не дает ответов на вопросы, которые могут возникать у зрителей — в том числе, вопросы, связанные с сущностными особенностями показанных героев.

Они предстают запечатанными сосудами, за которыми интересно наблюдать именно потому, что они не открывают себя сразу, позволяя ловить отблески их внутренней жизни и расшифровывать их. В свою очередь, продуманный сценарий с точно предусмотренными, неслучайными репликами-намеками, постепенно — по "нарастающей" — раскрывает мотивы и подноготную героев.

В этом заключается уникальная для украинского кинематографа особенность картины: наблюдать за их эмоциональными "отблесками" оказывается по-настоящему интересно. Они наполнены и смыслом, и глубиной. Актеры в кадре у Марины Степанской существуют естественно, транслируя жизнь, и когда молчат, и когда говорят. И рождаемое ими "импрессионистское" дыхание кадров и сцен отчасти компенсирует тот факт, что сама по себе история оказывается более схематичной, чем этого можно было ожидать.

Не до конца осуществленные ожидания

Собственно, если посмотреть на творческий путь Марины Степанской, предварявший "Стремглав", ее полнометражный дебют может оставить некоторое ощущение неудовлетворенности. Режиссер громко заявила о себе короткометражными лентами "Каникулы", документальной камерной историей о поездке молодой пары на отдых в село, и "Мужская работа", остросоциальной атмосферной драмой о рейдерском захвате фермерского хозяйства, отмеченной точными и глубокими образами. Они — особенно "Мужская работа" — раскрывали историю и персонажей с помощью малых деталей, а обещали — много больше, чем показывали.

В итоге, "Стремглав" неравномерно черпает из творческих источников обеих работ, вписывая интимную историю случайной молодой любви в художественно продуманную и выстроенную экранную атмосферу. При этом фильм во многом сохраняет ощущение эскизной короткометражной незавершенности, когда отдельный эпизод приобретает дополнительную значимость, будто отодвигая целое на второй план. Впрочем, это тоже может быть своеобразным комплиментом самобытному творчеству Марины Степанской, свидетельством тех высоких ожиданий, которые оправданно вызывает ее нетривиальное кино.