Премьеры недели — адреналиновый "Форсаж 8", напряженный "Жена смотрителя зоопарка" и камерный "Лунный свет"

С 13 апреля в украинском прокате — новый эпизод масштабного приключенческого киносериала "Форсаж 8", историческая драма о трагических страницах Второй мировой войны "Жена смотрителя зоопарка" и психологически точный "Лунный свет" — неожиданно лучший фильм 2016 года по версии Американской киноакадемии
Сила есть, ума не счесть

Производство восьмого эпизод киносериала "Форсаж" (режиссер Ф. Гэри Грей) стоило, по неофициальным данным, около четверти миллиарда долларов. Лента длится более двух часов и каждой сценой доказывает неслучайный характер таких трат. Действие, бегущее вперед на скорости выше двухсот километров в час, происходит на земле, в воздухе и под водой, а герои гоняют на дорогущих машинах, современных танках, частных самолетах и подводных лодках — по солнечной Гаване, ночному Берлину, густонаселенному Нью-Йорку и даже закованной льдами российской военной базе где-то за полярным кругом.

Собственно, действие развивается столь стремительно, что мысль не всегда поспевает за ним. Авторы делают все, чтобы у зрителей не возникло желания критически осмысливать происходящее, и побивают логику и законы физики истовой эмоциональной горячностью персонажей. Каждый из них ведет свою односложную, узнаваемую партию — героическую, мелодраматичную, комическую ("нужное" подчеркнуть). Причем эффект от "встречи старого друга" возникает не только в случае с постоянными участниками сериала (Вином Дизелем, Мишель Родригес, Дуэйном Джонсоном и т.д.), но и с новоприбывшими, чьи образы — тоже лишены оригинальных черт. Агент спецслужб в исполнении Скотта Иствуда даже получает от "старожилов" прозвище Ничто. Ирония в этом случае неуместна: он действительно предстает сценарной функцией, нежели человеком.

Прелесть дебютного фильма киносериала, созданного 16 лет тому назад, заключалась в его неожиданной (как для голливудской ленты) антропологической точности — внимании к субкультуре уличных гонок, существующих по собственным правилам, вне закона. Об этом "истоке" в восьмом "Форсаже" напоминает лишь дебютная сцена на улицах Гаваны, с акцентом на гонках как таковых. За годы персонажи из лихих гонщиков превратились в былинных американских героев, решая задачи глобального характера. В новом фильме они противостоят ни много, ни мало ядерной угрозе, которой пугает хакер в холодном модельном исполнении Шарлиз Терон, говорящая плоскими фразами о необходимости социально ответственного управления.

Главные ингредиенты успеха сериала — машины и семейный характер субкультурных отношений — в восьмом "Форсаже" все же сохранены и даже максимально расширяют сферу своего проявления. Авто тут являются непосредственным продолжением героя, транслируя его характер и волю (двигатель рычит в фильме намного выразительнее, чем Вин Дизель произносит реплики), к тому же их становится так много, что в одной из сцен они просто падают с небес автомобильным дождем. То же происходит и с "семьей" — акцентируя внимание на ее бесконечной ценности и значимости, в итоге авторы включают в нее всех без исключения.

Само собой подобная замена антропологии спецэффектами не добавляет происходящему смысла. Зато привносит зрелищности фильму, в котором торпеды ловят руками, а на миллионном авто гоняют по льду наперегонки с атомной подлодкой. Эти моменты, выгодно представленные в трейлере восьмого "Форсажа", являют лишь малую часть приготовленных визуальных богатств картины, обреченной на кассовый успех.

Зоопарк для людей

Действие ленты "Жена смотрителя зоопарка" происходит во время Второй мировой войны в Варшаве. Фильм основан на реальных событиях — героических свершениях "Праведников мира" — руководителя Варшавского зоопарка Яна Жабинского (Йохан Хелденберг) и его супруги Антонины (Джессика Честейн), которые в период оккупации спасли от уничтожения три сотни евреев, помогая им выбраться из Варшавского гетто и укрывая их на территории зоопарка.

Режиссер Ники Каро ведет иллюстративное линейное повествование очень сдержанно, избегая шокирующих визуальных акцентов, хотя сюжет регулярно предполагает и сцены насилия над животными, с которыми в первую очередь расправляются оккупанты осенью 1939-го, и над людьми, уничтожение которых нацисты целенаправленно проводят в Варшавском гетто. Аккуратно выстроенная эмоциональная партитура ленты (с вполне ожидаемым мелодраматическим флером) постоянно оставляет это насилие рядом: оно существует на расстоянии вытянутой руки, проникает в кадр звуками и болезненными последствиями, с которыми герои должны считаться — и прямо сейчас, и в своей дальнейшей жизни.

Психологические нюансы столкновения мира и войны, надежды и беспросветности, любви и ненависти, личного и общественного полнее всего передает игра Джессики Честейн, героиня которой — та самая жена смотрителя зоопарка — и находится в центре истории. Для того, чтобы иметь возможность и дальше укрывать евреев, Антонина должна поддерживать любовный интерес немецкого офицера, зоолога Лутца Хека (Даниэль Брюль), который в любой момент может закрыть Варшавский зоопарк. В то же время она пытается сохранить теплые отношения с мужем, помочь обрести душевный покой малолетнему сыну и вызволенным, пережившим страдания, евреям, выдерживая общие для всех тяготы и горести войны.

Взросление в трех актах

"Лунный свет" — камерный фильм, пристально наблюдающий за этапами взросления афроамериканца Шарона из неблагополучного района Майами, стал неожиданным триумфатором "Оскара" этого года. Картина Барри Дженкинса получила премию Американской киноакадемии лучшему фильму 2016-го, опередив безусловного фаворита церемонии — мюзикл "Ла Ла Лэнд". Стоит отметить, что такой итог голосования во многом стал результатом рейтингового принципа определения победителя: в этой номинации считали голоса киноакадемиков не только за первое, но и за остальные места.

Судя по всему, "Лунный свет" как раз и победил благодаря бОльшему количеству таких вторых-третьих мест. Фильм оставляет после себя ощущение искренней, глубоко прочувствованной, высокопрофессионально сделанной работы, которая не вызывает ни острых антипатий (как "Ла Ла Лэнд" у любителей классических мюзиклов), ни бесконечных восторгов (попросту на них не претендуя). Идя собственным творческим путем, он создает стойкое впечатление во многом "неоскаровской" истории — в первую очередь из-за своего крайне малого производственного масштаба.

Бюджетом "Лунного света" в 1,5 миллиона долларов не удивить даже украинских кинематографистов. Увы, мало кто из отечественных мастеров может похвастаться столь же рациональным, продуманным использованием ограниченных ресурсов, как Барри Дженкинс. Оттолкнувшись от пьесы Тэрелла Мак-Крени, по мотивам которой создана лента, он сохранил остро-драматический характер выпукло выписанных персонажей, высекая экранные искры из их "показательных" взаимодействий. Но при этом дополнил статику малых сцен (зачастую это немногословные, тонко нюансированные подтекстами диалоги) собственно кинематографическими средствами — благодаря подвижной камере, цветовой палитре (оператор-постановщик Джеймс Лекстон) и умелому звуковому оформлению, в котором соединены и современная, и классическая музыка.

Картина состоит из трех актов, показывающих этапы взросления героя, которого играют Алекс Гибберт, Эштон Сандрес и Треванте Роудс. Его детство с матерью (Наоми Харрис), погружающейся в наркотическую зависимость, и мускулистым наркоторговцем Хуаном, неожиданно заменившим отца (талантливый и неожиданный Махершала Али). Тяжелую школьную юность, связанную с осознанием собственной гомосексуальности. И зрелость, отмеченную попыткой переделать себя, чтобы существовать в принятых средой обитания рамках, и вместе с тем — поиском перемены участи, возможности быть собой.