Реформы высшего образования в Украине и Франции: цели одинаковые, механизмы – противоположные

Чтобы достичь высоких результатов в сфере высшего образования, Франция значительно расширила автономию вузов и намерена инвестировать в развитие более 22 млрд. евро. Украина декларирует те же цели, но автономию и инвестиции вузам предоставлять не готова

Франция начала реформировать систему высшего образования около 5 лет назад. Главной причиной, которая подтолкнула французов провести кардинальные реформы высших учебных заведений, стало отставание французских вузов от ведущих американских, британских и немецких университетов.

Структура высших учебных заведений во Франции значительно сложнее, чем в Украине и большинстве стран Европы.

С одной стороны, существуют классические университеты, в которых нет как таковых вступительных экзаменов. Школьники поступают на первый курс по результатам финальных экзаменов в школе. Обучение в университетах практически бесплатное. Французскому студенту в год нужно уплатить лишь несколько сотен евро. При этом учиться во французском университете крайне сложно. Согласно официальной статистике, первый год удается закончить лишь половине студентов. 

С другой стороны, существуют «высшие» школы (grandes écoles), в которых присутствует жесткий отбор и нередко плата за обучение. Поступить в grandes écoles сложно. Как правило, после школы нужно пройти 2-х летнее обучение и сдать экзамены.

По объективным причинам диплом выпускника grandes écoles среди работодателей ценился на порядок выше, чем диплом универистета. Это также способствовало пониманию необходимости реформ.

Что было сделано?

Один из ключевых момент, с которых начался процесс реформирования – существенное расширение автономии университетов. Причем автономии как финансовой, как и академической. Учебные заведения получили право самостоятельно разрабатывать и внедрять учебные программы, самостоятельно распоряжаться своими финансами.

«Если вуз хотел ввести какой-то новый курс, он должен был согласовать это решение с министерством. Очевидно, что говорить об эффективности в таких условиях не приходится. Поэтому было принято решение наделить вузы высоким уровнем автономии. Президенты университетов должны стать эффективными менеджерами», - отмечает Лоран Вокье, министр высшего образования Франции.

Украинские вузы могут только мечтать о такого рода автономии. Закон «О высшем образовании», который уже несколько лет принимается в Украине, также номинально расширяет автономию вузов. Законопроект, поданный министром образования Дмитрием Табачником, вызвал в обществе и академических кругах волну критики. Противники «министерской» версии законопроекта утверждают, что прописанные в нем права университетов не будут им давать реальной власти распоряжаться собственными учебными программами и финансами.

Второй важный момент – объединение ведущих университетов. До последнего времени во Франции существовало 85 университетов и 225 высших школ. «Некоторые университеты по сути своей представляли собой скорее факультеты, нежели полноценные университеты, поскольку предлагали подготовку в рамках узкой специализации», - говорит Эдуард Юссон, вице-канцлер университетов Парижа. Он приводит пример Парижа, в котором сейчас 17 университетов. Согласно прогнозам Эдуарда Юссона, в среднесрочной перспективе в Париже будет работать 7 крупных университетов.

Причем ставка делается не только на объединение университетов, а на совместную работу университетов, высших школ и научно-исследовательских институтов – на организацию своего рода образовательных кластеров. Один из наиболее успешных примеров подобной «координации» - объединение университетов в французом городе Бордо. В объединение IdEx Bordeaux вошло 4 университета, несколько высших школ и 2 научно-исследовательских института.

Большое количество вузов – проблема, характерная и для Украины. У нас «несут знания в массы» около 856 высших учебных заведений, из которых 350 – институты и университеты. Результаты вступительной кампании текущего года отчетливо демонстрируют, что вузы нужно либо объединять, либо закрывать. По данным министерства образования и науки Украины,  в 180 вузов из 350 подали меньше сотни заявлений, большинство из них частные.

Что с финансами?

Третий и самый важный момент в процессе реформирования вузов во Франции – увеличение финансирования. Разработано несколько программы по привлечению денег в вузы. Бюджет самой крупной программы «Инвестиции в будущие» составляет около 22 млрд. евро. Программа рассчитана до 2012 года. Одно из направлений финансирования – создание современных кампусов университетов. Из поданных на рассмотрение 24 проектов, финансирование получили 12.     

Для украинкой системы высшего образования озвученные цифры кажутся просто нереальными. На днях министр Дмитрий Табачник озвучил прогнозы финансирования всей системы образования в Украине в госбюджете на следующий год – 93 млрд. грн. (8,5 млрд. евро). Большая часть этих денег пойдет на заработные платы учителей и преподавателей, уплату коммунальных услуг и латания дыр в зданиях учебных заведениях. О строительстве современных лабораторий и кампусов руководству украинских вузов остается только мечтать.