Рынок труда 2030. Четыре варианта развития событий

Рынок труда 2030. Четыре варианта развития событий
Автоматизация работы, роботизация и искусственный интеллект изменяют компании до неузнаваемости. Как бизнесу подготовиться к будущему, о котором ни у кого нет четкого представления?

Времени для того, чтобы отстраненно наблюдать за происходящей трансформацией рынка труда и ждать ответов, нет. Чтобы быть готовым к будущему, его нужно осмыслить. Конечно, никакое исследование будущего не дает гарантий: в наше время сюрпризы и неожиданности слишком часты. Но четыре сценария развития рынка труда, "четыре мира", которые представлены в исследовании компании PwC "Будущее рынка труда. Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году", станут отправной точкой для создания ваших собственных прогнозов и позволят вам встретить будущее во всеоружии. Итак, четыре мира:

Красный мир, в котором главное — инновации

Базовые ориентиры. Компании и частные лица конкурируют за внимание потребителя. Регулирующие процессы не поспевают за появлением инноваций. Цифровые технологии обеспечивают для элиты неограниченный доступ к информации и рычаги влияния. Узкоспециализированные услуги и нишевая продукция наиболее востребованы.

Основные характеристики:

  • Новые продукты и бизнес-модели появляются с молниеносной скоростью.
  • Бизнес сосредоточен на персональном подходе к потребителю и стремится захватывать все новые ниши.
  • Идеи и способности, наиболее соответствующие требованиям времени, хорошо продаются.
  • Крупный бизнес остался не у дел в этом цифровом мире, изобилующем небольшими индивидуальными предприятиями и стартапами. Компании начинают разукрупняться.
  • Специализация — в цене, карьера строится благодаря совокупности имеющихся навыков, опыта и контактов, а не в соответствии с требованиями работодателя.
  • Коммерческая ценность обучения становится решающей; конкретные навыки и опыт считаются более ценными, чем университетская степень.

Синий мир, где царствуют корпорации

Базовые ориентиры. С увеличением размеров компаний устанавливается капитализм крупных корпораций, индивидуальные потребности заслоняют идеи социальной справедливости.

Основные характеристики:

  • Корпорации усиливают свое влияние и увеличивают масштабы, превосходя в этом отношении даже некоторые государства.
  • Успех зависит от производительности труда, и крупные компании конкурируют между собой в погоне за ценными сотрудниками.
  • Границы человеческих возможностей раздвигаются благодаря пластическим технологиям, медицине и имплантации.
  • Появляется новая элитная каста сотрудников с суперспособностями.
  • Сотрудники получают хорошее вознаграждение, но лишь до тех пор, пока их навыки соответствуют требованиям рынка.
  • Компании неустанно отслеживают и измеряют местонахождение, производительность, состояние здоровья и благосостояние своих сотрудников.

Зеленый мир, основанный на корпоративной заботе

Базовые ориентиры. Вопросы социальной ответственности и доверия доминируют в повестке дня, наряду с демографическими, климатическими и экологическими вопросами, становясь основными движущими силами бизнеса.

Основные характеристики:

  • Корпоративная ответственность — обязательное условие деятельности.
  • Автоматизация и технологии помогают сохранять истощающиеся ресурсы и сократить ущерб, наносимый окружающей среде.
  • Сотрудники работают в дружественной, почти семейной обстановке, по гибкому графику и задействованы в социально значимых проектах. Они не сомневаются в том, что работодатель честно оплатит их труд.
  • Деятельность сотрудников оценивается по целому ряду показателей и не только в профессиональном плане. Например, проводится анализ того, насколько эффективно они путешествуют и используют ресурсы.
  • Выражение "Работа на всю жизнь" вновь начинает активно употребляться.
  • Генеральный директор определяет HR-стратегию организации, полагая, что от людей, их поведения и ролей в обществе напрямую зависит успех компаний.

Желтый мир, где главная ценность — это человек

Базовые ориентиры. Общественно-полезный и социально-ориентированный бизнес процветает. Осуществляется коллективное финансирование или краудфандинг брендов с высокими этическими принципами и безупречной репутацией. Большое значение придается долгу индивида перед обществом. Много мастеров и производителей, появляются новые гильдии рабочих. Человеческие качества высоко ценятся.

Основные характеристики:

  • В центре общественной политики — ориентация на справедливое распределение благ, ресурсов и привилегий. Данная тенденция сопровождается усиленным вмешательством правительств в дела бизнеса.
  • Широко распространены так называемые невидимые технологии, автоматизирующие работу офисов на базе искусственного интеллекта.
  • Сотрудники проявляют исключительную лояльность не по отношению к работодателям, а к людям со схожими навыками и мотивами.
  • Бизнес-лидеры несут ответственность за управление и руководство людьми.
  • Нематериальные вознаграждения имеют четкий материальный эквивалент и являются предметом торга в переговорах о заработной плате.
  • Понятие "ходить на работу" концептуально меняется. Трудовой распорядок с 9 до 17 с понедельника по пятницу — редкое явление, так как границы между работой и домом размыты.

Четыре сценария рабочих миров очень разные, но всех их объединяет одно: автоматизация, роботизация и искусственный интеллект. Займут ли роботы все наши рабочие места? Треть мирового населения беспокоится о сохранении рабочих мест в связи с автоматизацией.

Во всех четырех сценариях развития рынка труда автоматизация повседневных задач ведет к возрастанию роли специализации. Это значит, что в выигрыше останется та организация, которая сможет заполучить сотрудника с навыками и квалификацией, востребованными данной организацией.

Поиск и сохранение человеческого капитала — серьезный вызов для работодателей каждой из моделей. Сотрудников будет тяжело отыскать и — главное — удержать в мире, где лояльность не в чести. Поэтому организациям необходимо будет уделять особое внимание размеру будущих выплат сотрудникам — ведь не секрет, что это основной мотив при выборе работодателя.

Планируя будущее, организации оказываются перед необходимостью выбора из множества вариантов. И принятие решения требует понимания возможностей и угроз. Что принесет нам будущее, ответить с полной уверенностью не сможет никто, но существуют шаги, которые позволят подготовиться к любому из возможных вариантов:

  • Сформируйте несколько сценариев развития событий. Определите, какие вызовы для компании могут возникнуть в каждом из них.
  • Принимайте решения исходя из ваших целей и ценностей.
  • Используйте технологии во благо.
  • Делайте акцент на человеке и человечности.


Справка. Консалтинговая компания PwC проводит исследование "Будущее рынка труда. Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году" с 2007 года совместно с различными университетами. Кроме этого в отчете содержатся результаты опроса 10 000 респондентов, живущих в развитых и быстро развивающихся странах.