Шокирующий «Реквием»

В Киеве в PinchukArtCentre открылась выставка «Реквием» британского художника Дэмиена Херста

, предварявший открытие выставки «Реквием» Дэмиена Херста в PinchukArtCentre, собрал не только весь украинский бомонд. Поздравить Херста с самой масштабной ретроспективой в его жизни прибыли художники Андреас Гурски, Джефф Кунс и Майкл Крейг-Мартин. Среди знаменитых галеристов и арт-критиков, приехавших в Киев, были директор музея Tate сэр Николас Серота, директор 53-й Венецианской бьеннале Даниэль Бирнбаум и многие другие. Московскую арт-элиту представляла учредительница центра современной культуры «Гараж» Даша Жукова, подруга миллиардера Романа Абрамовича. Всего на вернисаже побывало около двух тысяч гостей.

Одни так и не смогли отойти от шока натуралистической инсталляции «Жажда наживы» (коровья туша, висящая на крюке, на полу под ней — купюры, залитые вытекшими внутренностями).  Кого-то зацепила „История боли” - белый шар, идеальная форма, символ жизни, удерживается воздушным потоком над большими, воткнутыми лезвиями вверх ножами. И стоит струе на долю секунды прерваться, как „жизнь” полетит вниз на острые пики.

А кто-то замер около большого стеклянного шкафа, на полках которого в какой-то изуверской гармонии выложены никелированные хирургические инструменты. Название этого «медицинского кабинета» — «Ночь длинных ножей» — провоцирует на самые разные ассоциации. Куда как однозначнее прочитывается символика работы «Революция» — множество мух на оранжевой площади картины. Хотя работ с однозначным прочтением на выставке нет. Здесь Херст полностью солидарен с Умберто Эко в том, что „автор должен умереть”, а зритель, оставшись одни на один с произведением, волен трактовать его по своему разумению. Тем интереснее «ДЕЛУ» было узнать впечатление от увиденного организаторов выставки и ее первых зрителей.

«Дэмиен Херст очень настоящий и очень простой в общении. Это удивительная, редкая черта для мегазвезды и тем более для очень богатого человека. Простой, честный, искренний и, знаете, еще гениальный, —  говорит основатель PinchukArtCentre, бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук. — С ним очень интересно общаться. Всю глубину его философии понимаешь, когда, например, ходишь с ним по выставке, смотришь и слушаешь, как он рассуждает о жизни и смерти».

«Дэмиен для нас близкий добрый друг, - продолжает супруга Виктора Пинчука Елена Франчук, основательница благотворительного фонда «АнтиСПИД». -  А моя любимая работа у него это «Акулы» (диптих «Отрицание смерти» и  «Объяснение смерти  экспонируется в специально построенном ангере во дворе торгового центра «Арена-Сити»). «Акула» меня поразила еще тогда, когда мы впервые были у Дэмиена в студии». По ее мнению, очень здорово, что на выставке есть баланс между грустью и радостью, жизнью и смертью. Одни работы заставляют задуматься о чем-то горестном, тяжелом, другие - дарят надежду и оптимизм.

У известного немецкого фотографа Андреаса Гурски выставка вызвала бурю эмоций: «Я поражен. Все, что увидел, является для меня мощным стимулом сделать нечто подобной силы и самому». А вечный соперник Херста в рейтинге самых продаваемых художников, знаменитый нью-йоркский скульптор Джефф Кунс отметил: «Искусство демонстрирует человеческие возможности. И на этой выставке можно увидеть, на что способен человек».

Но Кунс не был бы Кунсом, если бы не заметил: «Прикольно, что выставка проходит напротив рынка, где продают мясо. Думаю, Дэмиена это очень заводит».

Знаменитый украинский художник Иван Марчук табу на оценки творчества других не нарушил и в этот раз.  «То, что тут смерти много, - это нормально. Я сам люблю рисовать смерть", - заметил он и добавил, что очень понравился отдел со скелетами рыб, птиц, животных. «Так оно и будет», - философски добавил художник, занесенный в список 100 гениев мира.

Глава совета Нацбанка Петр Порошенко признался, что шокирован. «Хотя я и готовился к тому, что увижу, но все равно нужно какое-то время, чтобы начать понимать такие работы, как «Жажда наживы». Что понравилось, так это работа «Карма» — не столь вызывающая, но с глубоким философским смыслом. А вот боксер Виталий Кличко расстроился, узнав, что не будет знаменитого платинового черепа с бриллиантами, о котором он так много читал. «Тем не менее было интересно, хотя я — не большой поклонник Херста и многие вещи не понимаю», — признался он. По-настоящему тронула сердце боксера картина «Рождение сына».  «Потому что я присутствовал при рождении всех своих троих детей и  мне знакомы эти чувства», — объяснил он. 

Экс-президент Украины Леонид Кучма так же предупредил, что не считает себя знатоком современного искусства, потому его впечатления -  это впечатления простого зрителя. „Когда смотришь на работы, где есть скелеты, черепа, скальпели, то, конечно, немного грустно, что все мы смертны, - сказал он. - Но есть и оптимистичные красочные работы. Изумительна картина „Врата в центр рая” (инсталяция из бабочек)».


А народного депутата Нестора Шуфрича просмотр экспонатов натолкнул на оригинальный вывод. «Есть на свете кое-что похуже кризиса, —  улыбается он.  —  А если серьезно... Мастеру удалось передать идею, что в жизни самое ценное — это сама жизнь. И мы должны ценить ее  во всех ее проявлениях». Самыми неприемлемыми для Шуфрича оказались на выставке инсталяции из бабочек. Если сомнений в том, что животных для работ покупали уже мертвыми,  у него не возникло, то, так ли было с бабочками, он засомневался. Как видим не зря Херст не лениться постоянно подчеркивать, что ни одно животное не было убито специально: туши покупали на бойнях, бабочек -  в специализированных магазинах, о чем свидетельствуют сертификаты.


На Наталью Изосимову, директора Благотворительного фонда Рината Ахметова „Эффективное управление”, выставка произвела неоднозначное впечатление. „Мне кажется, в этом слишком много конструктива. То есть очень много ума и гораздо меньше эмоций. Все-таки в моем представлении искусство – это то, что волнует душу. А это заставляет больше работать ум, а душу трогает в гораздо меньшей степени. "Реквием" Моцарта мне нравится гораздо больше, чем „Реквием” Херста”, - призналась она.

А вот пришедшая с ней на вернисаж известная галеристка Людмила Березницкая полностью принимает и сами идеи Херста, и то, как он реализует их.  "Эта акция - большое событие, потому что Херст - это мировая величина, явление в истории и в социальном, и в эстетическом аспектах,  - уверена она. - Херсту удается заставить зрителя спорить и рассуждать. А чем больше мы спорим, тем лучше искусству».

Владелец «Я-галерея» Павел Гудимов самой большой ценностью выставки назвал новую живописную серию Херста. «Херст как человек с тонким чутьем арт-рынка чувствует, что на одном барашке или на одной корове долго не проедешь, нужно двигаться дальше», - отмечает галерист. И выставкой «Реквием» он развенчал стереотип, что живопись давно умерла. А еще он развенчал стереотип, что достаточно работать скандалом, считает Гудимов, «ведь новые работы художника не то что не скандальны, они - антискандальны. Этот уход от спекуляции, от пиара вызывает большое уважение».

Дэмиен Херст, "Объяснение смерти"


Виталий Кличко изучает новую живопись Дэмиена Херста