Слезоточивая радость — о фильме "Жизнь и цель собаки" Лассе Халльстрема

С 23 февраля в широком украинском прокате — адреналиновый "Автобан" Эрена Кирви, нестыдный героический украинский эпос "Горькая жатва" Джорджа Менделюка и слезоточивая "Жизнь и цель собаки" Лассе Халльстрема.

Для фильма "Жизнь и цель собаки" Лассе Халльстрема характерна светлая грусть. Чистое чувство. Картина демонстрирует собачий "поиск предназначения". И, показывая этот путь открытий смысла жизни, находит способ "сыграть" на всех струнах эмоций зрителей — вызывая и умиление, и радость, и восторг, и бесконечное сопереживание четырехлапому герою и людям, с которыми его сводит жизнь. И — главное, пожалуй, — слезоточивую печаль.

Собственно, режиссер ленты на подобной работе с широким зрительским эмоциональным спектром "собаку съел" (пусть этот каламбур в данном случае и не совсем уместен) — и многочисленными мелодрамами, и лентой "Хатико: Самый верный друг", фильмом-иллюстрацией самой сущности той преданности, которую собаки способны испытывать к людям. Так что обильное слезотечение тут гарантировано.

Преданностью в духе Хатико обусловлен и путь пса по кличке Бейли — главного героя "Жизни и цели собаки". Он проживает одну за другой несколько жизней, оказываясь своим, набирающимся опыта сознанием внутри разных пород (ретривера, овчарки, корги, сенбернара) и соприкасаясь с разными хозяевами, чтобы в итоге найти путь к первому — ставшему когда-то ему лучшим другом.

Добросердечный, открытый закадровый текст-комментарий, которым пес сопровождает события, тонкие визуальные решениям, в том числе и с использованием "субъективной" собачьей камеры, мастерская работа с животными, которые ведут себя естественно и сохраняют "непостановочную" привлекательность, делают "Жизнь и цель собаки" практически идеальным семейным фильмом.

Искренность незамутненных эмоций пса в картине сознательно оттеняют ситуации жизни человеческой — намного более сложной, а нередко — искусственно усложненной самими людьми: непонимание этих социально-психологических нюансов животным дарит мягкую иронию одним сценам, и вышибает слезу в других. Последнего — вышибить слезу — авторы ленты добиваются тем легче, что драматичных пиков переживаний изначально планируют несколько: каждое перерождение пса предполагает его смерть и прощание с миром. С максимальным градусом эмоционального напряжения.

Впрочем, стоит отдать должное мастерству Лассе Халльстрема — он небезуспешно пытается "приподнять" актеров на уровень естественной животной игры, точно подходя к демонстрации динамики человеческих отношений и лаконично, малыми мазками, очерчивая чувства персонажей.

Такая помощь талантливого режиссера нелишняя. Транслировать свои эмоции персонажам-людям в фильме, по большому счету, даже сложнее, чем псу, который не просто живет, но и комментирует сцены и эмоции — свои и окружающих его персонажей — закадровым голосом, текстами, мастерски написанным для него.

О двух других фильмах, вышедших в широкий прокат с 23 февраля: "Автобан" и "Горькая жатва" .