- Категория
- Life
- Дата публикации
Сокращение бюджета Минкульта — прямая ликвидация креативных индустрий — Александр Ткаченко
Александр Ткаченко, народный депутат, глава Комитета Верховой Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, рассказал Delo.ua о том, что делает комитет по защите бюджета Министерства культуры после того, как стало известно, что Минфин намерен сократить минкультовский бюджет на этот год на 41% или на 6,4 млрд грн. В том числе под тотальные сокращения попадает финансирование программ Госкино, Украинского культурного фонда, Украинского института книги, защиты памятников культуры.
Наибольшее урезание бюджетов культурных институций коснется:
- Госкино — на 754 млн грн (оставят 18,4 млн грн, из которых только 5 млн грн на поддержку кинематографии, остальное — на зарплаты).
- Украинский культурный фонд (УКФ) — на 623 млн грн (оставят 75 млн грн),
- Украинский институт книги — на 130 млн грн (оставят 22 млн грн),
- Охрана культурного наследия, возвращение культурных ценностей, государственная языковая политика, межнациональные отношения, религия и защита прав национальных меньшинств — на 199 млн грн (оставят 25 млн грн),
- Сохранение историко-культурного и архитектурного наследия — на 426 млн грн (оставят 5 млн грн).
Также Delo.ua расспросило Александра Ткаченко о законопроекте о медиа, в который были внесены сотни поправок, о судьбе закона о дезинформации, языковых моментах в законе об образовании. И о том, почему комитет обратился в правохранительные органы по поводу ситуации на двух государственных киностудиях.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНо начали с того, как ВР работает в условиях жесткого карантина в стране.
Александр, сначала об актуальнейшем — безопасности во время карантина и режиме максимальной самоизоляции. Есть распоряжение, что народные депутаты должны сделать экспресс-тест на коронавирус. Вы сделали?
— Не все, а только те, кто попадал в группу риска. Я в нее не входил.
Как видим, некоторые народные депутаты продемонстрировали безответственность: вернувшись из европейских стран, не самоизолировались, а пошли в ВР и на телеэфиры, подвергая риску окружающих, а позже у некоторых подтвердилось заражение коронавирусной инфекцией COVID-19. Вы как защищаетесь?
— Государственные деятели своим примером показывают, как можно действовать в критических ситуациях, поэтому на них и возложена огромная ответственность. В сессионном зале я находился в маске, а на заседание фракции приходил в маске и перчатках. К сожалению, далеко не все мои коллеги ответственно отнеслись к этому вопросу. Но та динамика развития драматических событий, которые являются следствием распространения пандемии, быстро приводит всех в чувство.
Это я наблюдаю и по реакции коллег. Поэтому, очень надеюсь, что до политиков, в частности, и до украинцев в целом, очень быстро дойдет тот факт, что каждый из нас несет огромную ответственность за здоровье и жизнь другого. Большинство политиков самоизолировались. Но так как многие из нас состоят в комитетах, то в их рамках мы продолжаем встречаться.
Как сейчас комитет, который возглавляете, проводит заседания?
— На последнем заседании 17 марта были только депутаты комитета, остальных участников мы подключали в режиме онлайн. Впервые использовал такой инструмент для коммуникации. Для нас это был весьма продуктивный опыт. Сейчас дискутируем с депутатами, стоит ли такой опыт продолжать, потому что не все согласны присоединяться оффлайн.
Но, к сожалению, пока не принят другой закон о том, что полномочия комитета возможны на видеоконференции, нам нужно собираться для обсуждения некоторых вопросов. Если будут приняты изменения в законодательство по этому поводу, тогда, скорее всего, можно будет переходить в режим видеоконференции. Пока мы периодически встречаемся, но в большинстве ведем диалог онлайн.
На мой взгляд, это нормальная практика цивилизованных стран, когда есть или удаленное голосование, или удаленное участие в комитете. Важно обсудить, как его можно верифицировать.
Алесандр Ткаченко, народный депутат, глава Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики
О сокращении бюджета и здравом смысле
В кризис неизбежно падение рекламных бюджетов, а значит медиакомпании будут останавливать проекты, сокращать расходы, увольнять сотрудников, а те, у кого нет накопленного жира и мощных инвесторов, рискуют не выжить. Чем может государство помочь медиабизнесу выжить в кризис?
— Да, вы правы, рекламный рынок уже сокращается и, очевидно, что продолжит. В целом, вся медийная отрасль стоит перед вызовом сокращения расходов, поэтому для государства важно иметь план действий помощи, в том числе, и для медийной отрасли. Но нельзя выделять только медиа, или, например, рестораны, или ТРЦ. Это комплексная история, и в данной ситуации именно государство должно оказать деятельную помощь.
Правительство приняло два закона, включающих некоторые антикризисные меры — налоговые каникулы, перенос фискальных проверок, сроков сдачи деклараций и др. Что еще необходимо срочно принять? Как относитесь к предложению, инициированному ивент-индустрией и кинопрокатчиками о предоставлении беспроцентного кредитования?
— Сейчас в комитетах Верховной Рады рассматриваются исключительно те меры, которые должны быть предприняты для помощи экономической сферы и в направлении борьбы с коронавирусом. Я знаю, что коллеги готовят целый пакет предложений.
Но, нельзя допустить того, чтобы под предлогом экономии бюджета пострадала креативная индустрия. Попытки Минфина закрыть бюджетные дыры, прикрывая их сокращением бюджета Минкульта, — это прямая ликвидация жизнедеятельности креативной индустрии. Это не просто недальновидное решение, но путь в никуда в части помощи стране по выходу из кризиса.
Вчера, после того, как Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики опубликовал свое заявление о недопустимости тотального сокращения финансирования культуры, срочно были сделаны обращения ассоциации креативных индустрий. Что будете предпринимать, чтобы этого не произошло?
— Что касается секвестр бюджета — необходимо, чтобы он не происходил в подпольном режиме. Нужен диалог креативных индустрий, депутатов и соответствующих министерств для того, чтобы разработать не просто план секвестра, а план действий по финансированию отраслей, которые могут умереть.
И сразу приходит на ум киноиндустрия, которая как раз благодаря госфинансированию начала активно развиваться, только стали появляться фильмы, которые берут в программы престижные кинофестивали уровня Каннского, и коммерчески успешные фильмы, заработавшие в прокате и отдавшие Госкино вложенные в них деньги. Если остановится господдержка, получим ситуацию 2010 года — три фильма в год...
— Я уже проинформировал и в правительстве, и в Офисе Президента, что делать этого сейчас не стоит, потому что мы только подняли индустрию с колен. А так она, действительно, очень быстро может оказаться отброшенной на несколько лет назад. Если мы говорим о том, что нужно людям сейчас, то это безусловно не столько фильмы, сколько сериалы. Запуск производства украинского контента для тех платформ, которые находятся в доступе у зрителя.
Но сериалами активно занимаются телекомпании, через свои продашны или давая заказы другим киностудиям? Так ли необходима господдержка частным телекомпаниям?
— Безусловно. Учитывая сокращение рекламного рынка, телекомпании будут находится в достаточно невеселом состоянии. И это одна из форм ответа на кризис, в который мы, очевидно, бежим быстрыми темпами. Он же и не позволит, в том числе и телевидению, нормально продолжить съемки проектов, ведь не ясно, как снимать в условиях карантина.
Телекомпании сейчас ограничены в средствах на собственное производство. И, к сожалению, кризис 2008 года для них покажется в разы менее критичным. Поэтому однозначно нужно будет вернуться к обсуждению этой темы после того, как карантин закончится.
Уже разработали какие-либо предложения по поддержке креативной индустрии в кризисный период, с которыми готовы выходить на финансовый, бюджетный комитеты?
— Мы разработали ряд пунктов, которые формируем в предложение. Обсудим его уже на ближайшем заседании. Сразу же проинформируем общественность.
Очевидно, что правительство вынуждено будет пойти на сокращение бюджетных затрат. И очень бы не хотелось, чтобы эти бюджетные затраты, прежде всего, касались, например, экономии на охране памятников истории и культуры, на финансирование кинематографа и так далее. Да, задача непростая. И сейчас правительство стоит перед дилеммой, как побороть коронавирус и при этом сохранить экономику.
К сожалению, коронавирус сподвиг нас к тому, что фокус с необходимости реформ в области, позволяющей развиваться креативным индустриям, как самостоятельно зарабатывающим деньги, смещается. Но с другой стороны, мы не можем не обращать внимание на поддержку сферы культуры. Под вывеской необходимости сокращать бюджет, она не должна пострадать. Мы же сделаем все, чтобы стоять на защите культурной сферы и медийщиков.
Как только ситуация стабилизируется
Что с проектом закона о медиа, который перед эпидемией коронавируса активно обсуждали — внесли, если не ошибаюсь, около 400 поправок?
— Этот проект закона мы обсуждали на прошлой неделе в режиме онлайн-конференции с Советом Европы. Коллеги высказали достаточно много предложений и замечаний, которые мы взяли в работу.
Очевидно, что коронавирус не может не сказаться на прохождении этого закона и что ряд статей, особенно те, которые касаются онлайн-медиа, будут достаточно сильно смягчены в сравнении с первоначальной версией.
Какие сроки рассмотрения этого законопроекта?
— Это важный законопроект, но его время наступит сразу, как только ситуация в стране стабилизируется. Сейчас приоритетная задача — помощь креативным индустриям.
А законопроект о дезинформации, который разрабатывал Минкульт при министре Владимире Бородянском? Какова его судьба?
— Судьба этого законопроекта мне неизвестна.
Насколько тесно вы сейчас взаимодействуете с медиахолдингом "1+1 медиа", почетным президентом которого являетесь? Как часто встречаетесь с его владельцем Игорем Коломойским?
— Встречаюсь крайне редко, общение существенно сократилось. Офиса на плюсах у меня уже нет. Я нахожусь в комитете. Иногда бывшие коллеги просто набирают и спрашивают, как дела. Но это личные звонки.
Если мы и общаемся, то в рамках индустриальных инициатив, вот как недавно в общем чате с ОТТ/VOD-платформами и другими медийщиками. Точно также минимизировалось и общение с Игорем Валериевичем.
Алесандр Ткаченко, народный депутат, глава Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики
О поправке Бужанского (Максима Бужанского, нардепа от фракции "Слуга народа" — Delo.ua) в законопроект об образовании — почему принято решение отложить ее на два года, как и с языками государств ЕС?
— Мы планировали рассмотреть упомянутую поправку, так как это официально внесенный законопроект. Но есть замечания бюджетного комитета и также вопросы со стороны Министерства образования, которое не поддерживает данную поправку. Поэтому мы отложили его для дальнейших консультаций. Из того, что я вижу в комитете, большинство членов против ее одобрения.
В сравнении с ситуацией с карантином, это важный, но не настолько первоочередный вопрос. Очевидно, всему свое время, и мы к нему обязательно вернемся.
Недавно комитет обратился с требованием в правоохранительные органы провести расследование по фактам расхищения имущества, в частности уникального фильмофонда, двух государственных киностудий в Киеве — "Национальной кинематики" (бывшая студия научно-популярных фильмов) и "Укркинохроники". Хотя сейчас все откладывается на "после коронавируса". Считаете, что если сейчас не вмешаться, то может быть поздно, что такие времена используют любителей "ловить рыбку в мутной воде"?
— Вы абсолютно правы. Именно поэтому мы и отреагировали на эту историю, хотя предварительно у нас планировалось выездное заседание непосредственно на киностудиях по факту того, что на "Национальной кинематике" на аукционе было реализовано имущество национальной киностудии, а на "Укркинохронике" собираются начать строительство домов. То есть мы хотим понять, каким образом у государственных предприятий могло произойти отчуждение собственности.
Опасность вижу в том, что есть четкая правовая неопределенность кто и как сейчас управляет этими киностудиями, а они же обе государственные, а одна из них даже имеет статус национальной. Изначально была передача дел в Министерство культуры, потом в созданное Министерство молодежи, культуры и спорта. А поскольку министерство снова реорганизуется, так как направления спорта опять будет отделяться, то очевидно, что кто-то пытается воспользоваться этим моментом.
Поэтому комитет сделал все возможное, чтобы обратить внимание правоохранительные органы и Министерство на то, чтобы под шумок на этих киностудиях не выросли очередные домики.
В свое время вы участвовали в приватизации Одесской киностудии как акционер. Как считаете, государству лучше их продать или оставить у себя?
— Считаю, что если киностудии будут приватизированы на открытом честном конкурсе с обязательствами, которые есть у города, без возможности перепрофилировать их на протяжении 25 лет, то лучше отдавать в частные руки. Частник будет заинтересован в профильном развитии, что собственно мы и показываем на примере Одесской киностудии (единственная с государственно-частным партнерством — delo.ua). За те годы, когда я имею к ней отношение, территория осталась нетронутой. Мы провели ремонты и, как минимум, стоим на страже того, чтобы на месте киностудии не были сооружены не свойственные для этой деятельности постройки.
Повестка дня — побороть коронавирус
Вы как претендент на пост главы Киевской городской государственной администрации, наверняка внимательно следите за тем, что делают киевские власти. Видите проблемы, которые требуют срочного решения, но не решаются? Какие неправильные решения принимает Кличко и его команда?
— Сейчас вопрос не в наших политических позициях, а в том, что все вместе мы должны побороть эту беду. Хоть киевская власть достаточно активно включилась в работу по борьбе с коронавирусом, на позапрошлых выходных, когда ситуация с пандемией в столице набирала оборотов и важно было всячески препятствовать скоплению народа, это никак не помешало работать ярмаркам и рынкам, принимая и обслуживая в том числе самую подверженную угрозе заражения часть населения ‒ пенсионеров.
Также стоит предостеречь от действий во благо коронавируса, которые могут сейчас приниматься. Например, на одном из последних заседаний Киевсовета было вынесено огромное количество приватизации объектов и сам факт принятия этого решения сейчас при наличии конфликта интересов у ряда депутатов Киевсовета — вызывает вопросы, как и увеличение финансирования пресловутого Шулявского моста и ряда других проектов. То есть под вывеской борьбы с коронавирусом важно следить, чтобы деньги киевлян не тратились на пополнение карманов строителей и всех, кто примкнул к кормушке КГГА.
Еще напоминаю, что в условиях полностью парализованного транспортного сообщения для киевлян и жителей города, помощь врачам, которые нуждаются в этом, и помощь старикам — безусловно должны быть приоритетом. К сожалению, мы живем в период, когда либо болезнь нас, либо мы ее.
Считаю, что поддержка людей, которые нас спасают, должна быть в приоритете. Поэтому я сам включился в помощь врачам и во вторник передал в инфекционное отделение Александровской больницы Киева необходимые средства защиты, которые уже сейчас и вероятнее всего в ближайшем будущем будут в дефиците. Для меня #лікарігерої, поэтому сделать что-то подобное для больниц я призвал и своих коллег — народных депутатов.
Вы активны в соцсетях. Давно начали строить личный бренд? Почему сменили имидж?
— Строить личный бренд — звучит очень громко. Да и это не совсем так. Действительно, я начал обращать внимание на сферу соцмедиа, так как многое стремительно переходит в онлайн. Было бы странно не уделять этому вопросу больше времени, особенно учитывая факт того, что на мне лежит двойная ответственность политика и гражданина. Конечно, с некоторыми коллегами консультируюсь, так как опытный медийщик я в оффлайне, а в онлайне еще учусь и, с технической точки зрения, в этом, скорее, неофит.
А бороду сбрил, потому что проиграл спор с женой. Не буду говорить, о чем было пари, но изначально казалось, что шансов у нее не было никаких. Да и маску так носить удобнее.
О чем будет следующий блог на YouTube?
— Очевидно, что связан с коронавирусом. По-другому не получится.
Говорят, что кризис — это всегда возможности. Согласны?
— Такого кризиса еще никто не переживал. Те финансовые кризисы, с которыми мы сталкивались раньше, были хоть сколь управляемые. Поэтому, к сожалению, сегодняшняя повестка дня — это возможности проворачивать разные схемы, прикрывая их благими намерениями, что мы и наблюдаем в отношении Минкульта. Очевидно, в ближайшее время нужен план четких действий по помощи креативным индустриям. Он должен быть в кратчайшие сроки обсужден с их представителями, депутатами и соответствующими ведомствами.
Сегодня все зависит от того, как власть, общество и страны смогут, прежде всего, приостановить болезнь. Только потом можно искать позитивные возможности, которые возникнут. Сейчас важно сосредоточиться на том, как побороть коронавирус. А помощь креативным индустриям ‒ одна из таких форм.
Беседовала Елена Гладских