«Формула-1» врезалась в кризис

Стартовал новый сезон «Формулы-1». Соревнования проходят в условиях строгой экономии

новый сезон « Формулы-1 ». Соревнования проходят в условиях строгой экономии

Лоск Королевских автогонок «Формула-1» тускнеет под натиском кризиса. Стартовавший в воскресенье с гран-при Австралии сезон 2009 года стал самым тяжелым за всю историю Королевских гонок.

Бюджеты под нож

Финансовый кризис не пощадил ни одну из мировых автомобильных компаний, которые и выступали основными донорами команд «Формулы-1». В этом сезоне ведущие «конюшни» были вынуждены сократить свои бюджеты в 1,5 раза. И это при том, что Королевская серия — один из самых дорогих видов спорта. Если в прошлом году бюджет самой богатой команды Toyota составлял 446 миллионов долларов, то в этом он урезан до 360 миллионов. Больнее всего кризис ударил по команде Honda, которая из-за навалившихся проблем могла сняться с чемпионата. Однако в конце прошлого года была продана Россу Брауну за 170 миллионов долларов и вернулась в гонки под новым названием Brawn GP.

Положение «Формулы-1» пошатнулось в первую очередь из-за спонсоров, которые решили разорвать контракты с командами. Так, уже три крупных банка решили не продлевать свои спонсорские контракты с «конюшнями».  Первым «ушел» голландский ING, отказавшийся с 2010 года поддерживать команду Renault. А уже в этом году ING снизил свои спонсорские контракты на 40% (со 100 миллионов долларов в 2008 году). Уход такого крупного спонсора отразится и на перспективах Гран-при «Формулы-1» в Австралии, Бельгии, Турции и Венгрии, официальным спонсором которых также выступает ING.

Такая же участь настигла и McLaren, которая со следующего года лишится средств крупнейшей испанской банковской группы Santander. Банк пришел в Королевские гонки в 2007 году, заключив с командой Рона Денниса трехлетний контракт под испанца Фернандо Алонсо. Однако двукратный чемпион мира в McLaren не прижился и после череды скандалов в 2007 году покинул «конюшню». Santander продолжила сотрудничество с «серебряными стрелами» (McLaren), но только до истечения срока договора.

По стопам коллег пошел и Королевский Банк Шотландии (RBS), являющийся крупным спонсором «конюшни» Williams. Банк решил до конца выполнить свои обязательства перед командой, несмотря на большие финансовые потери, вызванные экономическим кризисом, но продолжать контракт не будет.

Зарплатные жертвы

Чтобы хоть как-то уберечь себя от кризиса, команды идут на сокращение своих расходов, чтобы удержать инвесторов. Так, например, пилоты команды Renault Фернандо Алонсо и Нельсон Пике согласились уменьшить свои зарплаты. Доходы двукратного чемпиона мира Алонсо сократятся с 17 миллионов долларов до 10 миллионов в год, а молодой бразилец будет получать очень скромные по меркам «Формулы-1» 270 тысяч евро. Британский пилот Дженсон Баттон сам предложил команде Brawn GP сократить ему зарплату ровно в два раза. И если прежний гонорар Баттона за сезон выступлений в Королевских гонках составлял 15 миллионов долларов, то сейчас он готов выступать за 7,5 миллиона.

Гонок будет меньше

Из-за кризиса пострадали не только команды, но и места проведения чемпионата. Так, в 2009 году вместо традиционных 19 этапов пройдет только 17. Гонка в Канаде была исключена из календаря из-за финансовых разногласий. Менеджмент «Формулы-1», возглавляемый Берни Экклстоуном, обвинил организаторов Гран-при в том, что они за последние годы недоплатили по контракту около 20 миллионов долларов. В итоге в Монреале заявили, что финансовые требования, выдвигаемые Экклстоуном, слишком высоки. Городская казна просто не потянет сумму, которую боссы Королевских гонок запросили за право проведения этапа. Французский этап подвела отдаленность от основных трасс и неразвитая инфраструктура.