Театральная реальность: откуда аншлаги и как далеко до коммерческого успеха

Аншлаги на театральных премьерах, социальная цена на билеты, активность театральных блогеров в сетях, независимые кураторы на арт-выставках в государственных музеях, продюсерский театр и поиск новых форм инвестирования — характерные приметы 2015 года в сфере культурного досуга, пишет журнал "Топ-100. 500 крупнейших компаний сферы услуг"

В 2015 году билеты на театральные премьеры в известные киевские театры купить было непросто. Аншлаги были и в других городах: Львове, Одессе, Харькове. Театральным открытием года стал Ивано-Франковск. Многие крупные музеи также смогли отчитаться о росте посещаемости. пишет журнал "Топ-100. 500 крупнейших компаний сферы услуг".

Одна из причин всплеска интереса — отсутствие гастрольных концертов и спектаклей. Кроме того, билеты в театр остались тем немногим, что было по карману небогатой публике.

Без грима

Цена на билеты на уровне 50-100 грн — социальная, а не экономически обоснованная. Она держится благодаря госдотациям учреждений культуры, принадлежащих государству, а таких по статистике Госстата — более 90%.

Так, в 2014 году в стране (без учета Крыма и неподконтрольных Украине территорий) работали 113 театров. Из них только 7 — негосударственные, остальные 106 — это национальные (9), государственные (2), областные (59), районные и городские (36). Хотя, по оценкам театралов, частных коллективов гораздо больше, если считать и маленькие труппы, кочующие по разным площадкам.

Один из старейших частных театров в столице — "Браво", один из популярнейших — "Черный квадрат". Любимый в среде маргиналов "Дах" его владелец и худрук Влад Троицкий несколько лет назад решил закрыть как репертуарный, оставив два коммерчески успешных проекта "ДахаБраха" и Dakh Daughters.

Частных музеев в Украине тоже очень мало. Если в 2013 году насчитывалось 543 музея, то из них только 22 — частные, остальные 521 — это национальные (46), государственные (23), областные (86), районные и городские (366).

Количество театров и музеев сократилось из-за аннексии Крыма и оккупации Донецкой и Луганской областей. Театров стало на девять меньше, соответственно общая посещаемость упала на миллион зрителей — до 5,4 млн. Музеев в стране в 2014 году стало меньше на 25, их посетило 14, 2 млн человек, что на 4,3 млн меньше, чем в 2013-м.

По словам Ростислава Карандеева, замминистра культуры, финансовая поддержка государственных театров составляет около 85%. На проданный билет государство дает дотацию 85% от его цены. То есть та цена, за которую зрители покупают билет, это 15% от полной стоимости.

Если билет стоит, например, 100 грн, то его себестоимость — около 700 грн. В музыкальном театре себестоимость билета выше (в Национальной опере — 800 грн), в драматическом — ниже (в театре им. Франко — 400 грн).

В 2014 году из сводного бюджета Украины на культуру было выделено 8,483 млрд грн, что на 40 млн грн больше, чем в 2013-м (1,6% от общих бюджетных расходов). Но в 2015 году сумма финансирования уменьшилась на два с лишним миллиарда, составив 6,342 млрд грн.

Финансирование культуры осталось по остаточному принципу, поэтому о развитии учреждений культуры речи не идет. Большим успехом считается, если удается сделать хотя бы текущий ремонт. Департамент культуры Киева, например, горд тем, что нашел мецената для завершения реконструкции театра на Подоле: корпорация Roshen выделила для этого около 150 млн грн.

Для новых проектов театрам не хватает средств на декорации, костюмы, сценографию. Музеи страдают оттого, что не могут выставить хранящиеся в фондах экспонаты и провести реставрацию. Например, тысячи экспонатов из фонда Музея истории города Киева 10 лет заскладированы в ящики — на создание экспозиции денег нет.

Побег от действительности

И тем не менее в 2015 году театры могут похвастаться приличной как для кризиса посещаемостью, что говорит о больших перспективах этой сферы. Все национальные театры — в Киеве, Львове и Одессе — увеличили объем доходов на 1,5-5,5 млн грн, отмечают в Минкульте.

"Важнейший фактор, влияющий на особенности работы культурной институции, — даже не политика или экономика, а фактор личности, — считает театральный критик Олег Вергелис. — Пример качественной перезагрузки только двух киевских театров (во главе с новыми руководителями) говорит сам за себя. Это Молодой театр и "Золотые ворота".

Сцена из спектакля "Сталкеры" режиссера Стаса Жиркова (копродукция Молодого театра и театра "Золотые ворота")

На повышение интереса к местным театрам повлияло отсутствие гастролей и доступные цены. Но не только это."Появились успешные театральные постановки, о которых пишут в СМИ и соцсетях. Это спектакли, задающие театральные тренды (такие как "Сталкеры", "Зачарованный", "Пой, Лола, пой!", "Однорукий"), — отмечает Олег Вергилис. — Кроме того, зрители идут на имена. Национальная опера, сделав ставки на имена приглашенных украинских солистов, которые поют по всему миру, выиграла, собрав аншлаги. По-прежнему делают аншлаг кассовые комедии".

Мюзикл "Пой, Лола, пой!" Дмитрия Богомазова, театр на Левом берегу Днепра

Но главной причиной притока зрителей в театры стал психологический фактор. "Люди стремятся "убежать" от плохих теленовостей и телесериалов в надежде найти что-то "хорошее" в ином, театральном, измерении, погрузившись в иную жизнь, в иные чувства. "В периоды депрессий так происходит всегда", — замечает Олег Вергилис.

Продюсерский театр на горизонте

Новые тенденции в работе театров и музеев связаны с двумя факторами: социальным и экономическим. На волне активизации общественных объединений музеи начали привлекать в роли кураторов и организаторов представителей негосударственных организаций, а для продвижения музейных проектов — волонтеров.

Одной из новых форм, появившихся в театральной сфере, стал продюсерский театр. Ростислав Карандеев уверен, что именно такой подход, закрепленный законодательно, даст толчок развитию украинского искусства. В театральной сфере таким примером является спектакль "Слава героям!", созданный в копродукции: над ним работали Ивано-Франковский музыкально-драматический театр, национальный театр им. И. Франко и киевский муниципальный театр "Золотые ворота".

"В отличие от дорогого репертуарного театра продюсерский театр экономически привлекателен: можно минимизировать декорации, количество актеров для того, чтобы спектакль мог идти на разных площадках в разных городах", — считает Ростислав Карандеев. Одну из первейших задач государственной поддержки он видит в создании свободных площадок по стране, где бы могли показывать такие театральные проекты.

Гастролей не будет, будут "махровые антрепризы"

В ближайшее время не стоит ждать театральных гастролей брендовых иностранных театров. Для концертных организаций привезти в Украину театральную труппу в 50-100 человек с вагоном декораций — сегодня дело невыгодное. И в докризисные годы из-за того, что затратная часть была большой, а вместимость площадок, напротив, маленькой (например, в театре им. Франко всего 800 мест), билеты на МХАТ, "Современник""Ленком" доходил до 5 тыс. грн. Сейчас их выгодно было бы продавать как минимум в два раза дороже. Кроме экономических, приезд, к примеру, российских театров невозможен по политическим причинам.

Многие российские актеры и режиссеры подписали петиции в поддержку аннексии Крыма, их имена — в черных списках Минкульта Украины и СБУ. Поэтому недорогие антрепризы с российскими "звездами" организаторы также побоятся везти.

"А к гастролям Польши, Венгрии, Чехии, у нас еще не готовы", — комментирует ситуацию Юрий Гулевич. Надо учитывать, что украинский зритель много лет был ориентирован на российских актеров, которых видел в кино и сериалах. Из постсоветского пространства интересна Прибалтика, к примеру, литовский театр "Мено Фортас", которым руководит выдающийся Римас Туминас.

"Но и здесь нужна максимальная помощь посольств, спонсоров, — замечает Олег Вергилис. — Очень хочется чтобы все получилось и они приехали".

Что касается частных театров, то в 2016 году стоит ожидать развития арт-проектов и копродукции, считает критик. К экономным форматам подталкивает ситуация. Правда, это, очевидно, увеличит и количество некачественных частных проектов, которые Олег Вергилис именует "махровая антреприза" — это когда за полторы репетиции "квасят спектакль".

Важным моментом будет проведение на государственном уровне реформ с целью привлечения спонсорских средств, в том числе принятие закона о меценатстве. Прогнозов, когда будет принят такой закон, нет, но этого шага давно ожидают от законодателей все участники культурной сферы.

Но основной тенденцией в 2016 году должен стать поиск не "рыбы", а "удочки". "Культура не всегда должна быть на 100%-ной дотации. А сегодняшнее ее состояние таково, что эти дотации — лишь латание дыр", — уверена известный арт-продюсер, галеристка, а с недавнего времени депутат киевского горсовета Людмила Березницкая.

Нужны новые инструменты. Речь идет не о технических средствах, а о новых формах существования сфер культуры и искусства, которые сочетались бы с туризмом.

В Киеве на 2016 год готовится проект Art-weekend: ведутся переговоры с иностранными институциями о сотрудничестве.

И инициативы музеев по самостоятельному поиску средств уже есть. Так, Национальному музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко удалось с помощью краудфандинга найти инвестиции

для проекта "Народная реставрация" — спасения ценных произведений из коллекции музея, которые сейчас из-за критического состояния находятся в запасниках.