Убийство, секс и ожидаемая неожиданность: о триллере "Вслепую"

Убийство, секс и ожидаемая неожиданность: о триллере "Вслепую"
С 28 июня в прокате идет современный лондонский триллер "Вслепую", неожиданно скроенный по заветам "Игры престолов", замечает кинокритик Сергей Васильев

Звуки преступления

Незрячая пианистка София (Натали Дормер) становится свидетельницей скоропостижной смерти соседки, которая проживала этажом выше (ее эпизодически сыграла модель Эмили Ратажковски). Дом старый, а слух у Софии хороший, музыкальный, так что она — знает о соседке многое. К тому же, поддерживала с ней отношения, согласившись выступить на вечере ее отца — да не простого, а сербского военного преступника Зорана Радича (Ян Бейвут), которого как раз пытаются осудить в Великобритании.

Кино про музыку в кино

София работает в оркестре, записывая музыку для фильмов. Эта неслучайная виньетка сюжета (случайного в картине вообще немного) позволяет режиссеру Энтони Бирну не только активно использовать возможности музыки, поддерживая тревожную атмосферу, но и демонстрировать зрителям, как именно он манипулирует их эмоциями с помощью звуков, созданных Ниалом Бирном.

В дебюте София участвует в записи композиции для сцены фильма, в которой убивают женщину. А по дороге домой — слушает запись, что превращает обыденную поездку в метро в то еще приключение. И пусть сперва несчастье случается не с ней, а с соседкой, сомнений нет: героиня — в центре непонятного заговора, который угрожает ее жизни.

Визуальная компенсация слепоты

Тот факт, что девушка слепа, не мешает наполнять ленту визуальными деталями, которые тяжеловесно усиливают тревожно-музыкальную атмосферу. Наиболее важным из них уделено место в стартовых титрах: имена создателей картины демонстрируют на фоне крупных планов глаза, шелкового платка и всепоглощающего пламени, своеобразных смысловых ключей истории.

Как именно такие ключи могут помочь расшифровать фильм, авторы иллюстрируют с помощью аналогии, отправив Софию в музей, где в беседу о мести, убийствах, шантаже и военных преступлениях вплетают "искусствоведческий" анализ живописи. Но чаще яркие визуальные детали необходимы им для приземленных целей — создания чувственного напряжения. Платок, к примеру, становится важным ингредиентом эротических игр.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игры практически взрослых мужчин: о комедии "Ты квач!"

Монтаж, Эрос и Танатос

Потенциал изображения усилен в картине и средствами монтажа. Энтони Бирн мастерски высекает искры смысла, не прибегая к словам, а просто чередуя кадры, принадлежащие разным историям. Так он сплетает события, происходящие одновременно в нескольких местах, и соединяет в непротиворечивое целое прошлое и настоящее героев.

Монтаж позволяет уточнить и характер отношения режиссера к телесности и ее экранным проявлениям. Показ обнаженного тела пианистки под душем он сопровождает кадрами омовения тела покойной соседки в морге, рифмуя Эрос и Танатос. Причем, рассмотреть тело Софии оказывается очень легко, поскольку в квартире слепой девушки без конца горит свет, очень ярко.

"Игра престолов" в кино

Подобное сочетание секса и насилия возникает, ориентируясь — отчасти сознательно, отчасти слепо, рефлекторно — на яркий современный художественный образец.

Чем больше раскачивается кровавый маховик истории, открывающий обстоятельства гибели соседки, трагическое прошлое пианистки, душевные терзания и тяжкие грехи участников интриги, а также ужасы жестоких преступлений прошлого, тем больше картина начинает напоминать о телесериале "Игра престолов".

Актриса Натали Дормер, которая выступила также соавтором сценария и сопродюсером, снималась в нем пять сезонов. Участвовали в масштабном действе и актеры Эд Скрейн и Джеймс Космо, сыгравшие важные роли в ленте, которая перенесла "джентльменский набор" фантазийного сериала — зрелищное насилие, секс и сложные родственные связи, отягощенные семейными тайнами, пороками и жаждой мести, в декорации современного Лондона.

Ожидаемая неожиданность

Оригинальность подобного сочетания лента оттеняет традиционным повествованием о военных преступлениях на Балканах, примелькавшимся настолько, что не требует даже минимальной конкретизации, а также — штампами детективного жанра. В финале Энтони Бирн даже позволяет себе цитату из "классических" "Обычных подозреваемых" Брайана Сингера, чтобы проиллюстрировать — и отчасти оправдать — итоговый виток интриги.

Режиссер зорко собирает, разбросанные там и тут, указания на развязку, устраивая перекличку финальных сцен с дебютными эпизодами картины. С помощью "говорящего" монтажа он находит более-менее непротиворечивое объяснение событий, на которое намекали реплики героини в духе "Ты ничего не знаешь обо мне". Это придает итоговому сюжетному "финту" некоторую убедительность традиции, хотя и лишает его эффекта неожиданности. Все-таки, банальной многозначительности в картине больше, чем смысла.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram