Учиться постоянно: о преимуществах бизнес-образования за рубежом

Учиться постоянно: о преимуществах бизнес-образования за рубежом
Как человек, который год своей жизни, кроме работы, посвятил учебе в Оксфорде, я с уверенностью могу сказать, что в наше время образование является активом для человека. А так как знания быстро устаревают, то нужно быть готовыми учиться постоянно
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня многие родители хотят дать детям образование за рубежом. Есть целые компании, которые помогают определиться со страной, специальностью и сопровождают весь процесс поступления. Тренд еще только развивается, поэтому говорить о том, какой процент студентов возвращается в Украину, и насколько успешно они строят карьеру здесь, еще рано. Фактически из тех, кто уже уехал учиться в другую страну, еще даже одно поколение полностью не выпустилось. Но бесспорно, что жизнь и общение там развивает тебя, делает кругозор шире. Приведу собственный пример: в Оксфорде в моей группе из 50 человек было 33 студента разных национальностей. То есть это люди со всех уголков мира, которые при обсуждении какого-то материала, дают перспективу, которую ты бы не увидел, если бы группа была однородная, и у всех был бы опыт в одной и той же среде.  Пребывание в таком окружении очень позитивно влияет на развитие, заставляет тебя думать шире и учитывать такие моменты, которые не очевидны, о которых, находясь в своей обычной среде, ты не думаешь.

Учась там, ты познаешь новый стиль жизни и работы, новую культуру, приобретаешь новый опыт и, соответственно, узнаешь не только то, как принято дома, а еще и аспекты жизни и работы других людей. 
При этом каким-то образом думать, что образование, полученное за рубежом, — это волшебная палочка, реализующая потом мечты, тоже не стоит. Важно принять и осознать то, что очень многое зависит от самого человека и того, насколько он сможет успешно и эффективно распорядиться полученными знаниями в наших реалиях.

Бизнес-образование = успех?

Главным преимуществом зарубежного бизнес-образования является то, что, учась в топовых рейтинговых бизнес-школах, вы можете быть уверенными в качестве и применимости их методологии учения, кейсах, примерах и моделях. Это подтверждает практика уже не одной компании. И, как я уже писала ранее, но с удовольствием повторюсь, еще одно большое преимущество, в том числе и бизнес-образования за рубежом, это расширение кругозора благодаря общению с одногруппниками. Обязательно ли бизнес-образование за рубежом, для того чтобы быть успешным? Нет. Потому что сам диплом не является гарантией ничего, кроме как того, что вы потратили какое-то время и усилия на его получение. Но это уже прошлое, а применение знаний — это фокус на будущее. Как раз для того, чтобы применять эти знания, нужно обладать еще и навыками. Навыками убеждения, влияния, умением объяснять сложное простыми словами, взаимодействия с разными людьми, умением индивидуально, по-разному эти знания преподносить. Только в этом случае у вас получится достичь позитивных и устойчивых изменений. Я не рассматриваю бизнес-образование за рубежом как единственный ингредиент успеха. Роль бизнес-образования можно сравнить со специей: если кашу не посолишь, то она будет гораздо менее вкусна. Конечно же, бизнес-образование, полученное за рубежом, способствует развитию карьеры, но каждый берет из этого опыта учебы что-то свое. Например, один мой хороший знакомый, который в свое время запускал одну из международных служб такси в Украине, сознался мне в том, что после окончания full-time MBA в INSEAD вся его карьера в Украине и за ее пределами строится на нетворкинге ‒ тех контактах, которые он получил, учась там. Заслуга знаний в этом тоже определенно есть. Общение в студенческой среде ‒ важная часть процесса обучения, ведь когда люди находятся в одном информационном поле, то дальнейшее общение становится намного легче, а под одними и теми же словами они подразумевают один и тот же смысл.
Я предлагаю бизнес-образование за рубежом рассматривать как инвестицию. А когда ты вкладываешь во что-то деньги, нужно понять, что ты от этого получишь.
Поскольку бизнес-образование штука достаточно недешевая, прежде чем в нее инвестировать, нужно собрать максимум информации для формирования реалистичных ожиданий. Для этого существует рейтинг FT (Financial Times) Business School. Также очень помогают комьюнити выпускников, где можно спросить о том, что из полученного образования стало для них полезным на практике. Если подытожить все преимущества зарубежного образования и учесть ситуацию на рынке Украины, то говорить о том, что наличие бизнес-образования ‒ главный критерий отбора все-таки не приходится. Это скорее дополнительный плюс для выпускника, который начинает свою карьеру, делает карьерный твист или кардинально что-то меняет.

 Востребованность международного диплома

Будет справедливо отметить, что есть компании, которые прямо в описании вакансии пишут о необходимости специфического образования или сертификации. И это оправданно тем, что если вуз или бизнес-школа имеют репутацию, то, выдавая диплом, они гарантируют определенный уровень, который затем человек сможет применять на практике. У нас есть компании, где это действительно обязательно. Например, в некоторых инвестиционных фондах и консалтинговых компаниях, абсолютно весь топ-менеджмент имеет качественное бизнес-образование, и это можно легко проверить на сайте. Для этих компаний это действительно важно.

Студенты с опытом

Обязательным требованием бизнес-школ за рубежом является наличие опыта. Школы требуют опыт, потому что заинтересованы в том, чтобы, во-первых, каждый студент рассматривал эти знания не просто как научную концепцию, а что бы он понимал, как это можно применить на практике. Во-вторых, чтобы в групповой работе, которая является обязательной частью любого бизнес-образования, студент мог поделиться с коллегами своим опытом, и их группа, посмотрев на теорию через призму практического кейса, получила лучший результат. Чем больше разнообразных мнений, тем более живое обсуждение, способствующее переходу информации со стадии концепции в стадию реальных знаний и навыков. Если рассматривать разного вида курсы, которые короче по продолжительности, то требований, как правило, меньше, однако они все равно проводят отбор. Но сама длительность обучения не влияет на качество полученных знаний и навыков, ведь бизнес-школы с репутацией следят за тем, чтобы методики, которым они обучают, были актуальными и трендовыми.

Экологичный менеджмент — применим ли у нас?

Мне трудно дать определение экологичному менеджменту. Для меня он в первую очередь о ценностях, об устойчивом развитии и человечном отношении к людям. Есть разные мнения о легкости или трудности внедрения такой тенденции. Есть эксперты, которые признают, что ценности и культура это важно, но иногда тебя "припирает" ситуация и руководитель вынужден нанимать человека не по ценностям, а потому что такова бизнес-потребность. Мое мнение, что построение любой культуры, в которой возможны изменения, начинаются именно с ценностей. Если у руководителя нет понимания, что корпоративную культуру нужно строить системно, и что то, насколько человек соответствует ценностям и духу компании, важнее любых профессиональных достижений, то, конечно же, внедрять экологичный менеджмент достаточно трудно. В Украине уже есть достаточное количество компаний, которые ответственны в введении бизнеса и внедряют передовые практики у себя. Некоторые даже уже достаточно хорошо освоили такую сложную дисциплину, как инновации, и создают у нас то, чего нет больше нигде. Я верю, что дорогу осилит идущий, и со временем таких компаний у нас будет появляться все больше.