16 июня 2018 в 13:20

Второсортное безумие: о фантастической ленте "Мир будущего"

С 14 июня в прокате идет фильм "Мир будущего", в котором в кадре и за кадром Джеймс Франко вытворяет, что ему вздумается

Второсортное безумие: о фантастической ленте "Мир будущего"

Пустынный Апокалипсис

Разговор о фантастической ленте Джеймса Франко и Брюса Тьерри Чунга "Мир будущего" легче всего начинать с указания ее формального кинематографического аналога — знаменитой тетралогии Джорджа Миллера "Безумный Макс". Обе истории происходят в растерзанном будущем, пережившем Апокалипсис, эксплуатируя образы мотоциклистов — новых воителей, бешено несущихся по раскаленным пескам.

На этом схожесть заканчивается, поскольку "Мир будущего" лишен полновесного героя, ограничиваясь образами агрессивных, сеющих хаос бандитов, с бешено смеющимся лидером во главе (его сыграл сорежиссер, соавтор сценария и сопродюсер картины Джеймс Франко).

Роботы рассказывают сказки

Вторая известная фантастическая кинотема, использованная в картине, связана с роботом, который обретает сознание и выходит из-под человеческого контроля. Наиболее значимо она была представлена в "Бегущем по лезвию" Ридли Скотта, откуда в "Мир будущего" — с определенными художественными трансформациями — перекочевал образ робота для сексуальных утех и убийств (Сьюки Вотерхаус), которым владеют бандиты.

В картине он выполняет еще и роль рассказчика, своим закадровым комментарием связывая происходящие на экране события в хотя бы отчасти непротиворечивое целое. Фильму, который щедро — и, кажется, бесконтрольно — раскидывает сюжетные щупальца во всех направлениях, без этого никак не обойтись.

Мозаика историй

Безумие мотоциклиста, контролирующего робота, и эволюцию робота, вырывающегося на свободу, дополняет еще одна история — юноши (Джеффри Уолберг), отправившегося в опасное путешествие. Выросший в Оазисе, последнем безопасном месте "Мира будущего", он идет к побережью, чтобы найти лекарство, которое спасет его мать.

Этот путь воспроизводит структуру мифа и, наверное, поэтому никто не задается вопросом, что именно за лекарство и от какой болезни необходимо. Для победы юноша должен стать мужчиной, обуздав монстров (как внешних, так и внутренних), а наполненный насилием мир предоставляет для этого возможности в избытке.

К примеру, герою предстоит "гладиаторский" поединок в заброшенном бассейне, за которым наблюдает десяток зрителей: нарочитое отсутствие постановочного масштаба потенциально масштабных сцен — выразительная черта картины.

"Парад" актерских провалов

Исполнители ролей юноши и робота старательно "вписывают" себя в давние сюжетные схемы, но, в итоге, оказываются маловыразительными. Еще и потому, что режиссер лишает их какой-либо поддержки в виде оправданных мотивов и реакций.

В итоге, "Мир будущего" начинает играть эмоциональными мускулами антигероев, которых эгоистично исполняют сам Джеймс Франко, демонстрирующий в улыбке желтые зубы (вот он, американский апокалипсис!), и Мила Йовович, которой досталась роль обладательницы лекарства — и уверенная сумасшедшинка во взгляде.

А чтобы бесталанные молодые актеры не особо переживали по поводу неуверенного экранного дефиле, авторы предлагают вяло проявить себя также исполнителям покрепче: Люси Лью роль умирающей матери, очевидно, соблазнила возможностью просто неподвижно полежать один съемочный день в кровати.

Future World

Future World

 

Компьютерное насилие

Внимание актерской игре в "Мире будущего" вообще уделяют непостоянно: часто она необходима лишь для того, чтобы предварить сцены физического действия, в которых персонажи режут друг друга ножами, разбрызгивая кровь, или гоняют на мотоциклах, поднимая тучи песка и пыли.

Мила Йовович лучше всех осуществляет подобный переход из режима "говорить" в режим "делать", учитывая опыт ее практически сериальных съемок в экранизации компьютерной игры "Обитель зла". Интенсивная рукопашная схватка, в которой она принимает участие, кажется самостоятельным произведением, включенным в картину именно потому, что она способна ее воплотить.

Благодаря подобным сценам "Мир будущего" во многом выглядит, как истеричная экранизация несуществующей компьютерной игры, в которой важны исключительно детали, конкретные места действия и ситуации, концентрирующие на себе все внимание — в ущерб целостности ленты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Король умер, да здравствует королева! — о фильме "8 подруг Оушена"

Шатающееся пространство

Сюжетную и смысловую фрагментарность "Мира будущего" пытается свести к единому художественному знаменателю оператор-постановщик Петер Цейтлингер, знаменитый многолетним сотрудничеством с классиком Вернером Герцогом. "Общим" является то, что его камера находится в постоянном движении, даже в статичных сценах выискивая возможность вывернуться и покачаться, чтобы рассмотреть происходящее под иным углом или приблизиться вплотную к героям.

Эта деятельная камера столь активна и рискованна, что глядит прямо на солнце и лезет в гущу драки, поэтому изображение живописно украшают блики света и нарочитые брызги крови, дополнительно подчеркивающие неестественность происходящих событий.

Глубоко засекреченный эксперимент

90 минут "Мира будущего" являют собой дикое месиво насилия, то карикатурного, то физиологически натуралистичного, примитивной философии, не дающей всходы смысла, усиленно-выразительной актерской игры, сознательно переходящей за грань, и даже эротики, которой тоже находится место (в отличие от хорошего вкуса и чувства меры).

Подобное сочетание подталкивает дисквалифицировать ленту, назвав ее художественной неудачей. Слишком нелепый у Джеймса Франко и Брюса Тьерри Чунга вышел результат.

Вместе с тем, та продуманная целенаправленность, с которой авторы приходят к подобному неутешительному итогу, позволяет сыграть роль "адвоката дьявола" и предположить, что они осуществляют своеобразный, глубоко засекреченный творческий эксперимент (и синтетическая музыка Toydrum об этом жужжит всю картину, намекая, что это все неспроста). Играя в свою игру, понятную немногим посвященным. Увы, но зрителям в этом "эксперименте" роль активного участника не предусмотрена. Скорее, жертвы.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
раздел:
теги:

По теме:

В прокат выходит Oscar Short — подборка номинированных на "Оскар" короткометражек
Lifestyle 14 июня 2018 в 19:00

В прокат выходит Oscar Short — подборка номинированных на "Оскар" короткометражек

Коллекция Oscar Shorts-2018, где собраны лучшие короткометражные фильмы года по версии Американской киноакадемии, выходит в украинский прокат 21 июня. Это уникальный шанс узнать, за что каждому из них была дана высокая оценка киноэкспертов

Бенефис Изабель Юппер о трудностях педагогики: о фильме Сержа Бозона "Миссис Хайд"
Lifestyle 09 июня 2018 в 15:06

Бенефис Изабель Юппер о трудностях педагогики: о фильме Сержа Бозона "Миссис Хайд"

7 июня в украинский прокат вышел фильм "Миссис Хайд". Режиссер ленты Серж Бозон- один из самых интересных современных французских режиссеров интеллектуального кино, замечает кинокритик Сергей Васильев

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...