Женское дело: о "Вдовах" Стива Маккуина

Кадр из фильма "Вдовы"
Кадр из фильма "Вдовы"
С 15 ноября в кинотеатрах идет фильм об ограблении "Вдовы", в котором остросюжетный жанр борется с политическим пафосом режиссера, замечает Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Три вдовы и ограбление

Действие ленты происходит в криминальном Чикаго, где, по сообщению персонажей, на выходных происходит три десятка убийств. Некоторые из этих убийств попадают на экран уже в дебюте картины, когда группа налетчиков погибает в перестрелке с полицией, завершившейся гигантским взрывом, который кажется художественным преувеличением, но в ходе двухчасовой истории находит неожиданное — аргументированное — объяснение.

После похорон убитой горем вдове главаря Веронике (сжавшая нервы в комок Виола Дэвис) сообщают, что она должна два миллиона долларов, которые во время неудачного ограбления похитил ее супруг (убедительно эпизодический Лиам Нисон). Чтобы вернуть долг, бывшая школьная учительница, объединившись с вдовами напарников (их играют Мишель Родригес и Элизабет Дебики), далекими от криминала и предпочитавшими закрывать глаза на работу мужей, решает совершить масштабный налет, который бандиты планировали перед смертью.

Показывать, а не говорить

Представляя на экране историю взаимоотношений героинь с мужьями, обстоятельства гибели преступников и детали подготовки к женскому ограблению ценой в пять миллионов долларов, которое сопряжено с непрекращающимся прессингом со стороны ранее ограбленных бандитов (наиболее колоритного из них демонстративно играет Дэниэл Калуя), режиссер "Вдов" Стив Маккуин предпочитает показывать, а не говорить.

Особенно удачно ему это удается в дебюте картины, когда с помощью монтажа он тасует сцены относительной семейной идиллии, ограбления, которое пошло не так, и похорон мужей. Частично смещая хронологию событий, режиссер создает сильный эмоциональный  эффект, который влияет на восприятие событий, и одновременно формирует у зрителей базовые представления о персонажах, которые в дальнейшем он будет, как подтверждать, так и опровергать.

Политика, расизм и еще больше политики

Впрочем, говорят в фильме тоже изрядно, поскольку остросюжетную криминальную историю Стив Маккуин вписывает в политический диспут. Ограбления происходят на фоне местных выборов в Чикаго, сталкивающих представителей традиционного политического истеблишмента и афроамериканца — лидера районной банды, который хочет с опасной тропы организованной преступности ступить на более комфортное шоссе коррупции.

Общественную разобщенность, о которой многословно и несколько путанно говорит проповедник (его Стив Маккуин снимает неоправданно долгим крупным планом), иллюстрируют образы семейства Маллиганов (Колин Фаррел и патриархальный Роберт Дювалл) — расистов и любителей "откатов". "Вишенкой" же политического высказывания режиссера становится иллюстрация полицейской — расово ориентированной — жестокости, происходящая на фоне предвыборных плакатов Барака Обамы.

Бодался Стив Маккуин с жанром

Использование политики в качестве своеобразного наркоза для остросюжетной картины напоминает подход, который в 2012 году применил в "Ограблении казино" Эндрю Доминик, вымотав терпение зрителей, соблазненных заявленной криминальной драмой и горько обманувшихся в своих ожиданиях.

Автор "Вдов" несколько раз барражирует на грани такого провала, испытывая терпение зрителей. Жанровые повороты он оттеняет не только политикой (она все же определенным образом связана с криминальным сюжетом), но и некоторой авторской претенциозностью, которую, впрочем, как лауреат "Оскара" и талантливых художник, вполне обоснованно может себе позволить.

Жанр оказался сильнее

Стив Маккуин предлагает долгие кадры, лишенные действия, крупные планы лиц и рук, самозабвенно играет отражениями в зеркалах и требует от актеров не только быть предельно сдержанными, но и раз за разом нарочито акцентировано, чуть ли не криком, проявлять эмоции персонажей (талантливая игра исполнителей сглаживает подобные эксцессы лишь отчасти).

В то же время, он не предает остросюжетный жанр, черпая вдохновение в творчестве Майкла Манна (достаточно вспомнить его "Схватку"), регулярно организовывает повороты сюжета, сознательно опрокидывающие сформированные ожидания, и предлагает финал, который — целиком и полностью в духе избранного жанра — оказывается вполне убедительным и не до конца "разжеванным" одновременно.

В итоге, "Вдовам", как безразмерной сказочной рукавичке, удается расквартировать на экране и авторские художественные изыски, и прямолинейную политическую агитацию, и резвую интригу — не особо повредив, собственно, зрительскому потенциалу ленты.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram