Зрители и "Оно": о страшной экранизации Стивена Кинга

С 7 сентября в украинском кинопрокате идет напряженный фильм ужасов "Оно" по мотивам романа Стивена Кинга. Режиссеру Андресу Мускетти удалось сделать экранизацию по-настоящему страшной, предупреждает кинокритик Сергей Васильев

В Украине фильм стартовал одновременно с американской премьерой. В этом есть свой смысл — страшная история, основанная во многом на эффекте экранной неожиданности, лучше всего "работает", когда зритель не совсем подготовлен к ней и не знаком со взрывными поворотами сюжета. Впрочем, авторы экранизации столь мастерски умеют пугать, используя визуальные, монтажные и звуковые возможности кинематографа, что непроизвольно страшно становится даже тогда, когда испуга целенаправленно ждешь.

Для кинопроката США лента является своеобразной "палочкой-выручалочкой": она уже на старте установила несколько кассовых рекордов, перезапустив интерес к кинопросмотрам, который за август в Северной Америке серьезно упал. Некоторые энтузиасты даже прогнозируют, что по итогам уик-энда лента соберет невероятные для фильма ужасов $100 млн. В любом случае, ее экономический и художественный успех столь сильны, что уже сейчас говорят о том, что будет снят следующий фильм на ту же тему. "Ужасное" "Оно" является историей с удовлетворительно "закрытым" финалом, однако вполне оставляет возможность для продолжения, которой обязательно воспользуются.

По первым сообщениям украинских кинотеатров, фильм успешно стартовал и у нас. Украинские зрители не прислушались к словам президента Украины Петра Порошенко, которые 7 сентября он адресовал нации в Ежегодном послании к Верховной Раде, заявив, что в первую очередь "мы должны поддерживать фильмы патриотического содержания, а не фильмы ужасов".

"Ужасы" действительно обычно в украинском прокате идут не лучшим образом. "Оно" удается избежать этой участи во многом благодаря тому, что картина — много больше, чем просто фильм, главная задача которого — пугать. Скорее, как в триллере, страшное тут является элементом, подталкивающим развитие истории о взрослении, преодолении себя, дружбе.

Герои картины — разнохарактерная группа школьников (отличный актерский ансамбль молодых исполнителей), которые называют себя "неудачниками". На летних каникулах они вынуждены столкнуться с потусторонней силой, похищающей детей. Дело происходит в 1980-е годы в американском захолустном городке, традиционном для художественного мира Стивена Кинга. И наполнена традиционными для автора узнаваемыми персонажами. К примеру, жестокими старшеклассниками, исполненными садизма, которые преследуют юных персонажей. Или родителями, каждый из которых в той или иной степени впадает в бытовую патологию. Да и сами школьники-герои выписаны характерно, с акцентом на внешность, манеру поведения, особенности острословного языка.

А в центре истории — злая мистическая сила, обитающая в канализационной системе города и пленяющая жертв благодаря пугающим иллюзиям, эксплуатирующим страхи героев. Чаще всего она приобретает выразительный образ клоуна (его играет Билл Скарскард). Роман Стивена Кинга и его телевизионную экранизацию начала 1990-х во многом связывают с ростом "клоунофобии" в США. Теперь же клоун из "Оно" изначально воспринимается как нечто пугающее, сам по себе — возможно, чересчур иллюстративно транслируя демонизм уже на старте.

Благодаря тому, что героев — немало, и страхи их оказываются весьма разнообразными, авторы фильма получают возможность очень по-разному и регулярно пугать зрителей. Эта целенаправленная, психоаналитическая организованность страшного, которого все время ожидаешь, — творческий вызов для режиссера Андреса Мускетти, с которым он успешно справляется.

Более того, кажется, что каждую страшную сцену он хочет повторить минимум дважды, раскрыв ее "механику" и испытав зрителя (вместе с героями) на прочность. Это вызывает ощущение "дежа вю", подсказывая, что приемы, которые использует режиссер, чаще всего неоригинальны, но просто удачно подогнаны друг к другу. И в то же время — не уменьшает "страшный" эффект, рождающийся вопреки логике, иррационально.

В этом своеобразный парадокс фильма — он оказывается большой творческой удачей его авторов и в то же время черпает свою самобытность в бесконечном повторении известного, сказанного и показанного, находя оправдание в том числе и затянутости экранной истории, которая, кажется, развивается бесконечно (фильм длится более двух часов, наматывая круги по красочным туннелям страхов).

В этом соединении чрезмерности, обыденности и острого неожиданного эффекта "Оно" оказывается необыкновенно близко творчеству Стивена Кинга, превращаясь в практически идеальную его экранизацию.