Корпоративные шашлыки ради прибыли

Компании, которые тратят огромные суммы на проведение тренингов для сотрудников, зачастую остаются недовольными результатами таких мероприятий. Хорошо обученные сотрудники просят повышения зарплаты.

каждым годом крупные компании вкладывают все большие деньги в проведение тренингов для персонала. Тренинги приходят на замену дорогостоящим и длительным курсам по повышению квалификации и даже специальному образованию. Самые распространенные из них — тренинги по продажам, искусство ведения переговоров. Некоторые компании проводят командные тренинги, тренинги по лидерству. Этот рынок очень быстро растет, поскольку тренинговые компании предлагают все больший спектр услуг. Буквально в течение нескольких дней они обещают повысить профессионализм сотрудников, создать командный дух в компании и даже воспитать лидеров. Тренеры уверяют, что эффективный тренинг способен повысить, к примеру, продажи компании на 50%. Заместитель генерального директора компании «Hertz-Автопрокат» Алла Шенье считает, что хороший тренинг может дать хороший старт для работы. Позже, применив знания, полученные во время тренинга, на работе, человек будет использовать уже собственные навыки.

«Когда я пришла работать в компанию, была совершенно не подготовлена к работе с корпоративными клиентами, я с ними никогда раньше не общалась. Поэтому тренинг, на котором обучали эффективной работе с корпоративными клиентами вплоть до подписания контракта, мне очень помог. Было много практических занятий. Для меня это было очень хорошим стартовым моментом», — рассказывает она.

«Люди могут научиться общаться, научиться вести себя в разных ситуациях. Кроме того, тренинг помогает понять, что ты делаешь неправильно в ежедневной работе», — говорит коммерческий директор группы компаний Inseko Владимир Богуцкий. По его словам, вся сложность в том, что нельзя просчитать эффективность тренинга в деньгах или других цифрах. «Тренинг может дать практические знания, но на практике в условиях ежедневной рутинной работы они забываются», — считает он.

«Мы проводим разные тренинги, однако часто сказывается оторванность тренеров от реальной работы в этой сфере. В результате их занятия очень теоретические. Различные ситуации, которые на тренинге выглядят очень красиво и уместно, в жизни неприменимы», — говорит директор по персоналу крупной компании.

«Когда компания заказывает корпоративный тренинг по лидерству, мы всегда пытаемся отговорить эту компанию. Даже если собираются линейные руководители подразделений, далеко не всем им нужно быть лидерами. Руководителям среднего звена нужно особенно осторожно подходить к этому тренингу, потому что после него вырастают крылья», — говорит директор тренинговой компании «Укрбизнесконсалтинг» Ирина Миколайчук. После такого тренинга повышается вероятность того, что сотрудник уйдет на новое место работы. После такого тренинга также повышается вероятность конфликтов между участниками тренинга.

Некоторые компании после проведения тренинга просят тренера дать оценку профпригодности сотрудников и на ее основании даже принимают кадровые решения. «Такая оценка не может быть объективной. За два дня узнать каждого участника тренинга практически невозможно», — говорит Ирина Миколайчук. В результате компания может потерять ценных сотрудников.

Ирина Миколайчук считает, что есть определенная работа, при которой в первую очередь необходимы не классические университетские знания, а тренинги. «В то же время в некоторых ситуациях тренинг может оказаться неэффективным», — признается она. Например, это происходит, когда компания «покупает» определенного тренера, не выяснив, соответствует ли тренер специфике компании. «В такой ситуации возможно даже появление конфликтных ситуаций. Тем более на фоне того, что время, потраченное на тренинг, люди с большим удовольствием потратили бы на семью и на отдых», — говорит Миколайчук.

При выборе тренинга нужно четко определить, что нужно сотрудникам — эффективный тренинг или тренинг-отдых. «Очень важно место проведения тренинга. Его нужно проводить в условиях, максимально сходных с рабочими. Но не на работе, где постоянно сотрудники будут отвлекаться», — говорит бизнес-тренер компании InforManager Виталий Чуба. «Когда тренинг проходит на природе, очень часто берет верх украинский менталитет. К приезду тренера люди смотрят на него добрыми-добрыми глазами. И только в состоянии играть в несложные игры», — рассказывает Чуба. По его словам, в таком формате можно проводить только командообразующие тренинги. «Тренинг будет неэффективным, если изначально тренеру поставлена неправильная задача. Или же если во время одного тренинга пытаться решить все свои проблемы», — рассказывает Виталий Чуба. «Если пытаться во время одного тренинга в сжатые сроки решить две-три задачи, есть риск того, что тренинг превратится в обычный семинар. Люди просто не успевают практически оттренировать свои знания», — предупреждает он.

Часто компании проводят тренинги для галочки, имиджа. В таких случаях, даже если тренинг окажется интересным, пользы от него будет мало. В то же время агрессивные быстрорастущие компании с четкой разработанной стратегией развития, стратегией HR и стратегией обучения при помощи тренингов могут получить самый конкурентоспособный коллектив.