НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Наши магазины продолжают работать в Славянске, Краматорске и Херсоне, – Алексей Зозуля, СЕО "Фокстрот"

Алексей Зозуля
Алексей Зозуля, СЕО "Фокстрот"

Война в Украине началась не в 2022-м, а в далеком 2014 году. Но именно полномасштабное вторжение России стало "идеальным штормом" для всех предпринимателей в Украине. Кто-то потерял бизнес, кто-то выдержал удар, смог восстановиться и расширить горизонты. Как три года войны изменили компании, какие решения их владельцев и менеджмента оказались удачными, а какие, к сожалению, ошибочными, как изменились клиенты украинского бизнеса? Обо всем этом мы спросили у представителей отечественных компаний и предлагаем нашим читателям серию блиц-интервью.

В этот раз — интервью с Алексеем Зозулей, СЕО "Фокстрот", одного из крупнейших украинских ритейлеров и маркетплейсов электроники.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Алексей, вспомните несколько важных управленческих решений, принятых в компании накануне российского вторжения или во время первых месяцев большой войны. Что бы вы сделали иначе? Почему?

– До начала полномасштабного вторжения у нас был согласованный план действий на случай экстренной ситуации. Готовя его, руководствовались опытом начала войны в 2014-2015 годах. Из действенных шагов этого плана –мы успели заранее эвакуировать из восточных магазинов часть товарно-материальных ценностей в центральные и западные регионы и несколько ограничить поставки товаров. С другой стороны, этого было недостаточно, потому что характер и масштаб агрессии представить никто не мог.

Поэтому на момент вторжения ключевые решения мы принимали в ручном режиме и "с колес". Конечно, если бы можно было повернуть время вспять и предусмотреть события, мы бы однозначно эвакуировали наш склад с товаром, который граничил с аэропортом в Гостомеле. Это позволило бы избежать многих сложностей, с которыми мы столкнулись в начале войны, и быстрее начать конструктивную работу.

Чем отличается ваша компания накануне вторжения от компании первых месяцев большой войны, а также от компании сейчас, в начале 2025-го? Что вы потеряли с февраля 2022-гов деньгах или активах, и что приобрели за это время? Где удалось заработать или запустить новые проекты? В каких регионах? В какие сегменты рынка вы зашли или вышли с начала войны?

– В начале марта 2022 года центральный склад компании, где хранилась треть всех товарных запасов бизнеса, оказался в эпицентре боевых действий за аэропорт и полностью сгорел. Ущерб только в товаре составил 650 млн грн. Это был первый ощутимый для локальной экономики фактор, изменивший нашу дальнейшую работу на ближайшие полгода. Ряд наших магазинов, оказавшихся на временно оккупированных территориях уже в первые недели войны, пострадал от действий окупантов и мародеров – они были уничтожены, ограблены или все вместе. Были потери активов и в тыловых регионах – из-за попадания вражеских ракет – в Киеве, Харькове, Днепре.

Разрушенный склад "Фокстрот" в Гостомеле. Фото: пресс-служба

В целом, вспоминая тот период, команда "Фокстрот" сработала четко и практически безупречно, чтобы выстоять, сберечь и восстановить мощности бизнеса. Объем и скорость принимаемых на всех уровнях решений увеличились невероятно. Сейчас мы знаем, как работать в военных условиях, как обезопасить себя и своих покупателей во время воздушных тревог, как реагировать на изменения конъюнктуры, работать без света, связи, электричества.

Поэтому события последних трех лет укрепили компанию, сделали нас более гибкими, адаптивными к ежедневным вызовам и максимально ускорили процессы внедрения изменений и инноваций. За это время "Фокстрот" уплатил 1,9 млрд грн налогов, из которых 1 млрд – в 2024 году.

Мы продолжаем открывать новые и осовременивать имеющиеся магазины, в том числе восстанавливаем после ракетных атак. В настоящее время сеть оперирует 124 магазинами в 66 городах (в частности, в Славянске, Краматорске и Херсоне), интернет-магазином и современным мобильным приложением.

Во время войны бренд расширил присутствие в диджитале: товары "Фокстрот" можно купить на маркетплейсах Kasta и market by mono. У нас работает трейд-ин – ФоксиОбмен старой техники на новую, доставка за 1 час. Мы первыми среди украинских бизнесов запустили сервис по обслуживанию неслышащих людей на жестовом языке, который масштабировали в 30 магазинах и на Foxtrot.ua.

При этом с 24 февраля 2022 года и по сей день мы приобщаемся к укреплению обороноспособности страны, предоставляя на регулярной основе нужные нашим защитникам гаджеты и технику. Общая сумма помощи компании Силам обороны Украины составляет более 43 млн грн, а это – 8882 выданной единицы техники.

Какие самые большие уроки вы получили за последние три года?

– Могу назвать три ключевых вывода, которые мы сделали за эти три года:

  1. люди – это главное, потому что успех достигается усилиями людей. При этом нужно давать себе и другим право на ошибку, потому что на 100% безупречных решений и сценариев нет.
  2. безвыходных ситуаций не бывает, поэтому никогда не нужно сдаваться, но здесь недопустимо бездействие и безответственность. Любые быстро меняющиеся обстоятельства требуют реакции. Если мы не можем предусмотреть какие-либо факторы, мы должны на них мгновенно реагировать.
  3. всегда нужно думать о клиенте, несмотря на разные обстоятельства. Учитывая сегодняшние вызовы, нужно по-новому смотреть на процессы, обстоятельства и способы решения вопросов.

Убежден, что от каждого дна можно оттолкнуться, имея мощную команду, волю, логику и идею, как это сделать. Главное – не прогадать в общей стратегии и дать возможность ошибаться в деталях.

Как изменился клиент "Фокстрот" с начала полномасштабной войны?

– За это время клиент сильно изменился. Если в начале полномасштабной войны, в 2022 – первой половине 2023 года покупатели с пониманием относились к определенным неудобствам (например, более длительному сроку доставки или необходимости предоплаты), то сейчас их ожидания вернулись к уровню, характерному для довоенного периода.

Сегодня клиент, несмотря на любые факторы, хочет получить свой заказ как можно скорее. В идеале, если это будет на следующий день, а еще лучше – несколько часов. Например, в "Фокстрот" работает и пользуется спросом в крупных городах сервис Uklon Delivery, позволяющий получить товар – от компьютерной мышки до ноутбука или бойлера – всего за час.

Магазин "Фокстрот". Фото: пресс-служба

Для клиента важно предложение бесплатной доставки, желательно до двери, а также широкий выбор способов оплаты. Сервис должен быть максимально удобным и интуитивным, чтобы покупка не требовала излишних усилий и времени. Поэтому бизнесу необходимо учитывать индивидуальные запросы покупателей, предлагать гибкие условия доставки и создавать бесшовный, комфортный шопинг.

Что дальше? Как вы видите перспективы рынка, на котором работает "Фокстрот"?

– Дальнейшее развитие рынка будет зависеть преимущественно от макрофакторов. Из положительного – в течение 2023-2024 годов рынок электроники стабилизировался, что создает более прогнозируемую ситуацию. Вместе с тем из-за миграции населения спрос на электронику в количественном выражении снижается. И в случае дальнейшего уменьшения населения текущая тенденция сохранится – ожидаем падение рынка примерно на 5-7%. При этом возможен незначительный рост в деньгах из-за плановой девальвации, озвученной Минфином и НБУ.

Соответственно сейчас рынок стал еще более конкурентным. Так что бизнесам нужно искать новые подходы, чтобы оставаться в игре. Клиент снова на первом месте: нужно не просто отвечать на его потребности, а предусматривать их и создавать превосходящий ожидания сервис. Сегодня выиграют те, кто может предложить максимальный комфорт, удобство и персональный подход.