НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,61

41,51

EUR

45,31

45,15

От гражданской авиации к помощникам военным: как компания Culver Aviation развивает свои БПЛА SKIF

От гражданской авиации к помощникам военным: как компания Culver Aviation развивает свои БПЛА SKIF

Перед началом войны в Украине наблюдался повышенный спрос на услуги беспилотной авиации – дроны помогали аграриям и дорожникам, лесникам и спасателям ГСЧС. Поэтому очевидным был интерес инвесторов к стартапам, связанным с беспилотниками. Одна из таких компаний – Culver Aviation, производящая беспилотники SKIF и предоставляющая сервисы мониторинга земли с их помощью. Но война в корне все изменила…

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Наш разговор с CEO Culver Aviation Александром Даниленко состоялся еще в мирное время, но пока мы готовили материал, 24 февраля Россия напала на Украину.

“24 февраля началось со звонка коллеги в 5 часов утра. Он меня разбудил и сказал: Все! Началось!”, – рассказывает Александр.

Наш собеседник оперативно спас бизнес и в первые дни перевез его на запад Украины. Поэтому мы встретились еще раз и продолжили разговор о том, как Culver Aviation эвакуировал людей, оборудование и наработки. А также о том – как война заставила мирную компанию заниматься помощью армии.

Первый SKIF в небе

После окончания школы и получения высшего образования в КПИ Александр Даниленко, будущий учредитель и СЕО Culver Aviation, работал в IT-направлении – создавал инфраструктуры банков, гостиниц, был системным архитектором. В 2013 году он создал свою первую компанию, а после начала войны на Донбассе, в 2014 году, ему представился шанс присоединиться к волонтерской группе, которая занималась поставкой беспилотников воинам АТО. С тех пор в офисе Александра всегда сохраняется знамя со словами благодарности от наших защитников.

“Тогда я увидел перспективу аэромониторинга с точки зрения бизнеса. В 2016 году у нас уже появился самолет собственной разработки SKIF, которыми переориентировали под нужды аграриев. Сразу после выпуска 5 комплектов – передали их заказчикам. Также мы учили людей управлять этими дронами. С каждым годом мы усовершенствовали электронику и ПО самолета, а в 2019 году пришло понимание, что нужно перейти на модель продажи услуг, а не аппаратов”.

Александр начал новый этап развития своего бизнеса и параллельно – искал инвесторов для поддержки его инженерных и бизнес-идей. В 2021 году после многих переговоров с разными инвесторами Даниленко выбрал в партнеры холдинг TECHIIA – так появилась компания Culver Aviation.

С 2014 года поиск инвестора – это постоянная часть работы. Необходимо регулярное поступление средств, чтобы не останавливался процесс разработки . Мы общались со многими инвесторами, меняли предложение в зависимости от их запросов, постоянно усовершенствовали его. Таким образом предложение становилось лучше и лучше. В определенный момент мы договорились с TECHIIA из-за схожих взглядов на развитие компании. Ребят из TECHIIA я знаю давно, но пока наше предложение не стало бизнесовым – это была просто дружба”, – рассказывает СЕО Culver Aviation.

Курс на постоянное усовершенствование

До начала войны, вся команда Culver Aviation работала в Киеве, здесь проходил полный цикл по созданию БПЛА SKIF - от разработки электроники до построения самолетов и обучения пилотов. Офис в Киеве работает и сейчас, но появился еще один – на западе Украины.

В Киеве работают конструкторы и программисты – некоторые из сотрудников имеют опыт работы в таких авиагигантах, как корпорация Боинг. Общее количество сотрудников – более 60 высококлассных специалистов. В настоящее время часть из них продолжают работу в новом офисе.

Создание каждого беспилотника начинается с компьютера инженера-конструктора, который просчитывает и проверяет все от размеров лопастей винта до аэродинамических показателей. Затем чертежи передают в производственный цех, где изготавливают пресс-формы и из композита стекловолокна, кевлара и карбона создают фюзеляж будущей "птички".

Ну и собственно техническое наполнение самолета – автопилот, камера, необходимые датчики и прочая электроника.

Мы пользуемся готовыми программно-аппаратными комплексами, которые наши специалисты адаптируют под нужды и задачи SKIF. Например, приспосабливаем к потребностям наших самолетов автопилот (по состоянию на начало февраля - delo.ua ), который был анонсирован лишь несколько месяцев назад. И первая партия таких модифицированных автопилотов уже управляет SKIF в небе, – рассказывает Александр Даниленко. - Также инженеры-электроники создают новые алгоритмы управления самолетами, дописывают новые функционалы и создают собственные платы”.

Двухчастотная навигационная система и камеры с большим сенсором позволяют получить точность в масштабе 1 см на 1 пиксель в цифровых картах. Благодаря этому можно различать мельчайшие объекты местности. Это позволяет создать карты высокой точности и произвести необходимые измерения и вычисления в разных индустриях. Если показать одну и ту же карту аграрию, леснику, дорожнику – то каждый увидит свое”, - дополняет Даниленко.

Смена бизнес-модели

Мы начинали с того, что продавали свои дроны заказчикам и учили их персонал, - рассказывает СЕО Culver Aviation. - Но с 2021 года мы полностью перешли на сервисную Drone-as-a-Service (DaaS) модель – предоставляем полный комплекс услуг по авиаразведке для аграриев, дорожников, лесников и т.д.

Клиенту не нужно тратить деньги на покупку техники, и ее обслуживание, а также не тратится время на обучение своей команде . Если нужно измерить поле – на место выезжает профессиональная команда операторов с техникой, быстро выполняет полетную миссию и передает запись аэросъемки в офис картографам и геодезистам для обработки данных. Клиент получает результат в считанные дни. Кстати, благодаря своим разработкам Culver Aviation предоставляет клиенту в 40 раз более детальный снимок, чем тот, что делает спутник.

“Мы нацелены развивать компанию в Украине, для этого – расширяем авиапарк. Если проанализировать рынок конкурентов, то ни у одного из них нет даже десяти самолетов. А у нас их много, потому мы можем предоставлять очень много услуг и очень быстро. Относительно зарубежных заказчиков – это могут быть ситуативные заказчики из соседних стран”, - говорит Даниленко.

После начала войны

“24 февраля 2022 года началось со звонка коллеги в 5 часов утра. Он меня разбудил и сказал: Все! Началось!”. Я собрался и сразу уехал в офис. Это было где-то в 8 часов. Доехал, а в офисе все встревожены. Решили поставить большой телевизор, чтобы наблюдать с коллегами за информацией, и понимать, как на нее реагировать”, - рассказывает Александр Даниленко о первых своих действиях, после того, как началась война.

Следующим шагом было принято решение сохранить всю наработанную информацию, чтобы не потерять разработки.

"Мы начали готовиться покинуть офис в Киеве. Самое ценное в нашей компании – это люди. А уже потом – наработка этих людей . Оборудование или помещение было не в приоритете. Дальше мы решили, как и когда мы будем уезжать, потому что уже через полдня было понятно, что Киев нужно покинуть. К следующему утру мы должны были подготовить транспорт для всех, кто хотел уехать. Также требовалось эвакуировать оборудование и необходимые вещи. 10 человек решили уезжать. Первую неделю мы находились в Киевской области, следили за ситуацией, и затем отправились в западном направлении, которое казалось более безопасным” - говорит Александр.

В результате 40% команды переехали на запад Украины, еще 20% (преимущественно операторами БПЛА) – вступили в ряды ВСУ, включая ТРО.

Первоочередной задачей после релокации стало продолжение разработки нового проекта компании. Также нужно было найти жилье для членов команды и их семей – это один из самых больших вызовов. К слову, компания оплатила первый месяц аренды и комиссию риелторов. Кроме того, все сотрудники, нуждавшиеся в финансовой поддержке, получили аванс зарплаты за два месяца.

Обстоятельства сложились так, что Александр Даниленко вернулся к тому, с чего начинал в 2014 году – теперь его дроны снова помогают украинским военным.

Мы отдали на нужды ВСУ 6 самолетов SKIF, их рыночная стоимость – более 200 тыс долларов. По сравнению с тем, сколько жизней они могут спасти – это мелочи . Мы создавали их для картографии, замеров площади полей и строительства дорог, но военные запросили и сейчас наши самолеты SKIF помогают армии”.

Сейчас в компании адаптируются к работе в двух офисах, запускают новую производственную площадку и работают над новыми проектами, желающими вывести на мировой рынок БПЛА. А также открыли бесплатную школу пилотов дронов – говорят, это их еще один маленький вклад в победу Украины.