- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Рада приняла за основу законопроект об электронной акцизной марке: чем именно недоволен бизнес
Верховная Рада намерена ввести в Украине электронную марку акцизного налога. За принятие в первом чтении соответствующего законопроекта №8286 проголосовало 242 депутата, при этом еще 29 нардепов воздержались (из них 17 – из фракции "Европейская солидарность", не давшей ни одного голоса "за").
Электронная акцизная марка определена как уникальный графический элемент - двумерный штрих-код быстрого реагирования (QR-код), который наносится на пачку (единичную упаковку) табачного изделия или бутылку (единичную упаковку) с алкогольными напитками или емкости (единичные упаковки) с жидкостью, использующейся в электронных сигаретах.
Марка должна содержать информацию о производителе или импортере товара, месте производства, хранении, отгрузке или торговли товаром, оборудовании для производства (для табачных изделий), виде продукции, коде товара согласно УКТ ВЭД, собственном наименовании и характеристиках товара, сумме уплаченного акцизного налога, режиме налогообложения и так далее.
Законопроектом также устанавливается генерация и применение группового идентификатора электронных марок, содержащего информацию обо всех единичных электронных марках, нанесенных на групповые транспортные упаковки подакцизных товаров; а также порядок активации и деактивации электронных марок. Эмитентом электронных марок станет Государственная налоговая служба.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaДокумент предусматривает введение электронной системы оборота алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей для электронных сигарет, которая должна состоять из электронного кабинета пользователя и реестра акцизных электронных документов.
Для компаний, производящих, импортирующих или торгующих указанными товарами, предусмотрена обязательность регистрации в данной электронной системе. После регистрации производитель и/или импортер получат статус экономического оператора, а субъект, осуществляющий транспортировку – перевозчика. При перевозке подакцизных товаров нужно будет формировать в реестре акцизный электронный документ, состоящий из транспортной, налоговой и акцизной частей.
При этом отмена маркировки обычными марками акцизного налога алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет и, соответственно, введение электронной системы в полном объеме предусмотрено с 1 января 2025 года.
Кроме того, 231 голосом парламент принял за основу и связанный законопроект №8287, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс и другие законы в связи с введением электронного отслеживания оборота алкоголя, табака и жидкостей для электронных сигарет.
Отметим, что на такие решения Рады негативно отреагировали в Европейской Бизнес Ассоциации. Как говорится в ее сообщении, эксперты ЕБА последовательно не поддерживают внедрение каких-либо инструментов, направленных на учет каждой отдельной бутылки алкогольного напитка на всех этапах товародвижения.
"Такая позиция бизнеса основывается на особенностях рынка импортных алкогольных напитков, поскольку компании работают с партиями товара, а не каждой отдельной бутылкой. Следовательно, отслеживание в цепи поставок каждой бутылки потребует значительного дополнительного ресурса – как человеческого, так и финансового", - констатируют в ассоциации.
Такой подход к учету называют и не в полной мере обоснованным, учитывая действующую систему авансовой уплаты акцизного налога на подакцизные товары в Украине.
"К тому же бизнес убежден, что украинская электронная система контроля за оборотом подакцизных товаров должна ориентироваться на практики, реализованные в европейской Excise Movement and Control System, а не заимствовать элементы и подходы российской Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая по своей природе является чрезвычайно обременительной в финансовом, операционном и техническом плане", - указывают в ЕБА.
Там говорят, что бутылочный учет потребует переоснащения технических мощностей на предприятиях: по предварительным расчетам участников отраслевого комитета ассоциации, дополнительные минимальные затраты импортеров алкогольных напитков от внедрения бутылочного учета составят от 3 до 4 гривен на каждую бутылку, что в пересчете на год только для компаний-членов ЕБА составит около 260 миллионов гривен.
Кроме того, потенциально возрастут в 8 раз складские расходы, а время приема товара – в 60 раз. По оценкам бизнеса, затраты на доработку программного обеспечения, необходимого для перехода на работу с бутылками, составят сотни тысяч долларов для одной компании. Кроме того, значительная финансовая нагрузка также прогнозируется и для субъектов розничной торговли.
"Так что предложенные изменения создадут существенную финансовую, операционную и логистическую нагрузку на легальных операторов рынка в то время, как компании и так страдают от последствий войны в Украине и пытаются обеспечить бесперебойную работу в условиях отсутствия электроснабжения, снижения потребительского спроса, нехватки персонала", - подчеркивают в ассоциации.
Требования по бутыльному учету могут привести к повышению стоимости продукции и, как следствие, к уменьшению товарооборота таких компаний и их налоговых отчислений в бюджет, резюмируют в ЕБА.
Кроме того, там прогнозируют, что рост цен на продукцию легальных операторов рынка фактически увеличит разрыв между ценой легальной и нелегальной продукции, что будет способствовать обороту нелегального алкоголя в Украине.
В ЕБА говорят, что в целом поддерживают идею отмены в перспективе акцизных марок для алкогольных напитков и упрощения или перевода отчетности по ним в электронный вид.
"Однако текущая инициатива, изложенная в законопроектах №8286 и №8287 нуждается в основательной доработке в направлении гармонизации с политикой ЕС по противодействию и борьбе с мошенничеством с подакцизными товарами", - отмечается в заявлении.
В ассоциации говорят, что в текущей редакции эти законопроекты не учитывают интересы бизнеса в вопросе борьбы с нелегальной алкопродукцией, а лишь создают необоснованную существенную финансовую и операционную нагрузку на легальных операторов рынка алкогольных напитков, а также чрезмерное регулирование контролирующими органами оборота подакцизных товаров, что порождает дополнительные риски злоупотребления такими органами своими полномочиями.
Источник фото: ua.depositphotos.com