НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Все меньше людей совершают покупки для пополнения запасов, — Инна Мирошниченко, "ЭКО-Маркет"

Все меньше людей совершают покупки для пополнения запасов, — Инна Мирошниченко, "ЭКО-Маркет"
Инна Мирошниченко, президент сети "ЭКО-Маркет". Это и следующие фото предоставлены компанией

Война в Украине началась не в 2022, а в далеком 2014 году. Но само полномасштабное вторжение России стало "идеальным штормом" для всех предпринимателей в Украине. Кто-то потерял бизнес, кто-то выдержал удар, кто-то смог восстановиться и расширить горизонты. Как три года войны изменили компании, какие решения их владельцев и менеджмента оказались удачными, а какие, к сожалению, ошибочными, как изменились клиенты украинского бизнеса? Обо всем этом мы спросили представителей крупнейших отечественных компаний.

 

На этот раз блиц-интервью для Delo.ua дала Инна Мирошниченко, президент сети "ЭКО-Маркет", одного из крупнейших продовольственных ритейлеров страны.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Вспомните несколько важных управленческих решений, принятых компанией накануне вторжения или во время первых месяцев войны. Что бы вы сделали иначе, учитывая полученный опыт?

— Самое главное стратегическое управленческое решение, принятое "ЭКО-Маркетом" в начале большой войны — продолжать работать в прифронтовых регионах Украины: Херсоне, Николаеве, Мирнограде, Бахмуте, Покровске, Константиновке, Сумах, Краматорске. Мы сознательно пошли на риск, чтобы предотвратить гуманитарный кризис в этих регионах. Да, со временем нам пришлось выйти из Покровска, Константиновки и Бахмута. Но мы до последнего поддерживали тамошнее население как в продовольственном плане, так и в вопросах предоставления рабочих мест и оплаты труда.

Сеть "ЭКО-Маркет" среди первых вернулась на деоккупированные территории: Херсонщину и Киевщину. Мы сознательно инвестировали средства в восстановление магазинов там, и сейчас в прифронтовых городах и на оккупированных территориях работает 19 наших магазинов.

Чем отличается компания накануне вторжения от компании в первые месяцы полномасштабной войны, и чем отличается сейчас, в начале 2025-го? В какие сегменты рынка вы зашли или вышли за это время, и какие новые проекты удалось запустить?

— За время полномасштабной войны наша сеть стала меньше — сейчас насчитывается 81 магазин "ЭКО-Маркет". Мы изменили курс развития и сконцентрировались на центральных областях Украины и, соответственно, вышли из западных областей. В восточных регионах часть супермаркетов закрылась из-за войны, часть уничтожена врагом. Одновременно открываем новые магазины, но уже в центральных регионах Украины. Также производим реновацию существующих.

В преддверии полномасштабного вторжения "ЭКО-Маркет" был максимально сосредоточен на импорте. Полномасштабное вторжение это изменило: сейчас мы активно занимаемся собственным производством и поддерживаем национального производителя, в том числе через госпрограмму "Национальный кэшбек".

Магазин "ЭКО-Маркет"

Время полномасштабного вторжения стало для нас периодом больших коллабораций. Например, вместе с Monobank мы внедрили автоматическое начисление бонусов “ЭКОДЯКА” держателям карт mono, без сканирования виртуальных карт. Наша сеть становится более диджитализованной и современной, однако еще есть куда расти.

Какие главные уроки ваша компания извлекла за последние три года?

— Последние три года научили "ЭКО-Маркет" быстро адаптироваться к любым условиям. Сеть полностью подготовилась к отключениям света: все магазины оборудованы генераторами и работают автономно. Из-за постоянной нестабильности наша команда подготовила дорожные карты под любые ситуации, которые могут произойти в стране. Теперь мы готовы ко всему. Ну, почти.

Как изменился клиент компании с начала полномасштабной войны?

— Есть основания говорить о частичном возвращении потребителей к довоенным стратегиям экономии и сценариям покупок. Хотя общие затраты на продукты все еще растут, этот процесс происходит медленнее, чем в предыдущие два года. В то же время, расходы на свежие пищевые продукты, такие как овощи, фрукты и молочные продукты, заметно выросли после прошлогодней стабильности, что делает эти категории особенно важными для покупателей.

Люди стали чувствительнее к акциям и специальным предложениям, что свидетельствует об их прагматичности и желании экономить в условиях растущих цен. Большая закупка, как и маленькая ежедневная покупка, приобретает все больший удельный вес, тогда как доля тех, кто делает закупки для пополнения запасов, уменьшается.

Самыми популярными категориями товаров у покупателей остаются хлеб и выпечка, свежие фрукты и овощи, молочные и кисломолочные продукты. Эти категории не только обеспечивают стабильный трафик в магазинах, но играют ключевую роль в общей стратегии экономии покупателей.

Что дальше? Как видите перспективы рынка, на котором работаете?

— Мы уверены, что "ЭКО-Маркет" и вообще весь украинский бизнес сразу после победы ждет невероятный рост. А мы не планируем останавливаться: будем продолжать делать наши магазины безбарьерными и доступными каждому украинцу.