НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Власть снова игнорирует бизнес и пытается протянуть законопроекты о фейковой "перезагрузке" БЭБ

Власть снова игнорирует бизнес и пытается протянуть законопроекты о фейковой "перезагрузке" БЭБ
Фото: пресс-служба БЕБ

Вместо обещанной бизнесу реформы Бюро экономической безопасности с целью повышения эффективности его работы и нивелирования коррупционных рисков в работе данного государственного органа, на которого возлагают функции борьбы с экономической преступностью и контрабандой, власть проталкивает срочное голосование в Верховной Раде за правительственный законопроект о фейковой "перезагрузке" БЭБ №10439.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Бизнес настаивает на проведении реальной реформы БЭБ

Как сообщает Европейская Бизнес Ассоциация, 21 февраля на рассмотрение профильного Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики должен быть вынесен на рассмотрение ряд законопроектов по реформированию БЭБ – для дальнейшего рассмотрения в сессионном зале ВРУ того, который будет поддержан Комитетом.

На прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован альтернативный законопроект №10439-2 по реформированию Бюро экономической безопасности Украины.

ЕБА поддерживает данный документ как учитывающий предложения и комментарии бизнеса в контексте реформирования БЭБ.

В частности, сообщество акцентировало, что отбор на должность председателя и   на ключевые должности БЭБ должно осуществляться на конкурсной основе . В крайне важное и первоочередное избрание на конкурсной эффективного руководителя БЭБ , который, собственно , и будет дальше формировать команду .  

При этом, по мнению бизнеса, важно чтобы конкурсы проводились Конкурсной   комиссией с иностранными экспертами аналогично НАБУ ( Национальное антикоррупционное бюро Украины ).   Кроме того, процедура переаттестации старых работников должна быть четко регламентирована и таким образом, чтобы недобродетели (бывшие налоговые милиционеры) не имели возможности пройти переаттестацию.  

"В то же время, после обновления должностного состава БЭБ на конкурсной основе все уголовные производства в экономической сфере должны быть переданы в БЭБ (ведь теперь ими могут заниматься все   другие   правоохранительные органы). В то же время именно аналитическая работа должна стать движущей силой развития борьбы с экономической преступностью в Украине и дать возможность выявлять уголовные правонарушения на ранних стадиях и предотвращать их, и тому подобное", - отмечают в ЕБА.  

Там искренне надеются, что голос бизнеса будет услышан и поддержан законопроект №10439-2, который действительно сможет реально провести реформирование БЭБ, обеспечив создание прозрачного и независимого органа, целью которого будет поиск и наказание реальных экономических правонарушителей, а не подконтрольность и давление чисто на прозрачный бизнес.

Власти проигнорировали бизнес

Как сообщил народный депутат Ярослав Железняк, в Комитете правоохранительной деятельности ВРУ поддержал «никакой» законопроект КМУ "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты по усовершенствованию работы Бюро экономической безопасности Украины" № 10440, против которого выступил бизнес.

"Ну, уважаемый бизнес, помните вы просили изменения в УПК за защиту бизнеса? Так вот, вас тоже послали. Все альтернативные законопроекты не поддержали. Вот "выполнили" еще одно обещание бизнеса от президента", - подчеркнул Железняк.

Он добавил, что комитет также 21 февраля рассмотрит законопроект №10439 "О Бюро экономической безопасности Украины".

"Большое ничего": законопроект о том, как НЕ перезагрузить БЕБ

Поданные правительством законопроекты о БЭБ ранее уже раскритиковал   народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк.

Он отметил, что законопроекты о том, как "НЕ перезагрузить БЭБ и сохранить влияние Офиса президента".

Что не так с законопроектами:

По мнению Железняка, законопроект № 10439 не предусматривает перезагрузку БЭБ, а наоборот цементирует систему и людей от ОП, которые сейчас назначены в БЭБ. А именно перезагрузка перенесена на год после окончания войны.

"Даже отбор председателя прописан так, что его будет легко отложить или манипулировать", – подчеркивает Железняк.

Он добавляет, что законопроект прямо нарушает обязательства перед МВФ, ЕС и G7, а принятие в таком виде сразу приведет к остановке финансирования.

Железняк также на слайдах сделал сравнение между тем, что нужно и что предлагают.

"Думаю, что это отличный пример, как в очередной раз некоторые представители Офиса президента подставили президента и его обещания бизнесу (изложенные в решении СНБО). Вот вам и реальная политическая воля, то есть ее отсутствие", - подчеркивает нардеп.

Он добавил, что депутаты подготовили альтернативную версию, которая позволит реально перезагрузить БЭБ, а не сделать очередную профанацию с целью сохранения политического влияния над этим органом.

И относительно второго законопроекта об изменениях в УПК №10440, который также был внесен в Раду, там, по словам Железняка, откровенно, открытых зашкваров (пока) нет, но это опять "большое ничего".

"Что будет он принят – что нет, ничего не изменится. Почти все изменения, на которых настаивал бизнес, проигнорированы", - констатировал Железняк.

Он также привел несколько примеров.

"Главный пункт - предлагается, что Совет бизнес-омбудсмена будет привлечен к обыскам и выемкам в производствах БЭБ. Вроде бы норма звучит ок, только штат бизнес-омбудсмена чуть больше 30-ти и единственный офис в Киеве. Да и уже они сами публично против такой идеи выходили. То есть чистая профанация", - отмечает нардеп.

Кроме того, в законопроекте прописана возможность поручения на проведение следственных действий только сотрудникам БЭБ.

"Вроде ок, но в тексте вторым абзацем это нивелируется и как привлекали СБУ/ДБР, так и дальше будут привлекать. Снова профанация", - подчеркивает Железняк.

Также в документе прописано, что прокурор должен безотлагательно перенаправлять уголовные введения по подследственности.

"Вроде бы, звучит ок. Но такая норма уже является и законопроектом никаких последствий за невыполнение такой нормы не несет. Короче, профанация", - отмечает нардеп.

Он добавляет, что все нормы о которых просил и настаивал бизнес полностью проигнорированы:

  • нормальное урегулирование подследственности и ответственность за ее нарушение
  • запрет оперативным подразделениям СБУ вмешиваться в работу БЭБ
  • урегулирование возврата арестованного имущества и вообще арестов
  • вопросы обысков
  • усиление качества судебного контроля
  • многие другие важные и полезные изменения в защиту бизнеса.